Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 июня 2009 г. N А35-1795/08-С20
(извлечение)
См. также определения Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 апреля 2009 г. N А35-1795/08-С20 и от 19 мая 2009 г. N А35-1795/2008-С20
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Ч.М.А. - ведущего специалиста-эксперта (доверенность от 11.01.2009 N 01-15/21), от Администрации Курчатовского района Курской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ГУП "К" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, 3-их лиц: ООО "И" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ГУП "Ю" - М.Е.О. - начальника правового управления (доверенность от 13.01.2009 N 41),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы Курчатовского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 20.10.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2008 по делу N А35-1795/08-С20, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курской области (далее - Управление, ТУ ФАУФИ по Курской области) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительными постановлений Главы Администрации Курчатовского района Курской области от 29.01.2006 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования" и от 28.09.2007 N 855 "О предоставлении земельных участков в аренду".
Решением суда от 20.10.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Глава Администрации Курчатовского района Курской области просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей ТУ ФАУФИ по Курской области и Администрации Курчатовского района Курской области, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие "К" (далее - ГУП "К") создано на основании Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.08.1992 N 418, которым утвержден Реестр предприятий и организаций госсектора агропромышленного комплекса, координация деятельности которых осуществляется Минсельхозом России.
Перечень предприятий, входящих в указанный Реестр, отражен в приложении к указанному Приказу, в который вошли опытные станции, опытно-производственные хозяйства и организации Минсельхоза России, к числу которых относится ГУП "К", как опытно-мелиоративная станция.
В структуру управления мелиоративными организациями в Курской области входили 3 государственных учреждения, в том числе ГУ "Ю" и 2 государственных предприятия (ГП Агропром УКС и ГП Курский ЗОМС с ОПХ).
Пунктом 8 Устава Курской зональной опытно-мелиоративной станции Южного научно-производственного объединения по гидротехнике и мелиорации от 1988 года закреплено, что в прямом подчинении Курской ЗОМС находится опытно-производственное хозяйство "Н".
Согласно приказу директора Курской "З" от 25.08.1995 N 30 ОПХ "Н" является структурным подразделением ГУП "К" без права юридического лица, что закреплено в пункте 1.4 Устава Курской "З" от 1995 года. Пунктом 1.5 предусмотрено, что Курская "З" является правопреемником бывшего юридического лица - хозрасчетного опытно-производственного хозяйства "Н".
На основании постановления Главы Администрации Курчатовского района Курской области от 13.12.1993 N 337 за опытно-производственным хозяйством "Н" Никольского сельсовета на праве бессрочного (постоянного) пользования закреплен земельный участок в размере 2152 гектаров для сельскохозяйственного производства. ОПХ "Н" выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования.
Впоследствии проведено межевание земельного участка (единое землепользование), который был разделен на 20 самостоятельных земельных участков и им присвоены отдельные кадастровые номера.
Согласно постановлениям Главы муниципального образования "Н" Курчатовского района Курской области 2005 года земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании ГУП "К" и используются в целях комплекса научно-исследовательских и изыскательных работ по мелиорации земель в обслуживаемом регионе Центрально-Черноземной зоны в соответствии с целями и предметом деятельности, предусмотренными Уставом предприятия.
Постановлением Главы администрации Курчатовского района Курской области от 29.12.2006 N 501 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные ГУП "К", и признан утратившим силу Государственный акт N 301200105, выданный на основании постановления Главы Администрации Курчатовского района Курской области от 13.12.1993 N 337.
Постановлением Главы администрации Курчатовского района Курской области от 28.09.2007 N 855 указанные земельные участки переданы в аренду сроком на 5 лет ООО "И".
Считая, что спорные земельные участки находятся в федеральной собственности и, распорядившись ими, Администрация района превысила свои полномочия, чем нарушила право собственности Российской Федерации, ТУ ФАУФИ по Курской области обратилось в арбитражный суд.
Обращаясь в суд, управление заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
Рассмотрев данное ходатайство, арбитражный суд, обоснованно посчитал его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Отсутствие причин к восстановлению срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Анализируя представленные материалы дела, принимая во внимание доводы управления, суд признал наличие уважительных причин пропуска последним срока подачи заявления в арбитражный суд, в связи с чем обоснованно посчитал необходимым в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ его восстановить.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям.
В соответствии с п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В порядке ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника имущества государственного предприятия.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (ч. 3).
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимым вещам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки является заявление И.О. директора ГУП "К".
Учитывая указанные нормы права, суд пришел к выводу, что отказ от земельных участков предприятием, одной из основных целей деятельности которого согласно Уставу является выращивание и реализация новых, перспективных сортов высших репродукций зерновых и кормовых культур, производство торгового зерна, сахарной свеклы, овощей и кормовых культур, лишает данное предприятие возможности осуществления его деятельности. В связи с чем у руководителя предприятия право принимать решение об отказе от земельных участков отсутствовало.
Никаким иным образом указанные земельные участки из собственности Российской Федерации не выбывали.
Поскольку решение ТУ ФАУФИ по Курской области о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ГУП "К" и передаче их в аренду не принималось, а данный вопрос разрешен в оспариваемых постановлениях Главы Курчатовского района Курской области, суд указал на их недействительность.
Вывод суда о том, что обжалуемые ненормативные акты не соответствуют требованиям действующего законодательства и затрагивают права и интересы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курской области как органа, осуществляющего контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории Курской области земельных участков, находящихся в федеральной и государственной собственности, полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом, и связанные с осуществлением им правомочий собственника, закрепленных ст. 209 ГК РФ, в связи с чем правомерно признал их незаконными.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку не опровергают правильность выводов судов обеих инстанций.
Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 20.10.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2008 по делу N А35-1795/08-С20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2009 г. N А35-1795/08-С20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании