Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 июня 2009 г. N А68-831/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.03.2009, по делу N А68-831/09, установил:
Индивидуальный предприниматель Б.О.Н. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 11.02.2009 г. N 10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.03.2009 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 10.02.2009 г. Инспекцией ФНС РФ по Зареченскому району г. Тулы проведена проверка соблюдения Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в арендуемом предпринимателем Б.О.Н. торговом месте магазина "Бакалея", расположенном по адресу: г. Тула, ул. К., 51, рынок "Хопер", в ходе которой выявлен факт реализации продавцом одной банки майонеза "Ласка" по цене 60 руб. без применения контрольно-кассовой техники ввиду ее отсутствия.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 10.02.2009 г. N 000027, протокол об административном правонарушении от 10.02.2009 г. N 10.
Постановлением Инспекции ФНС РФ по Зареченскому району г. Тулы от 11.02.2009 г. N 10 Б.О.Н. привлечена к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб.
Считая постановление налогового органа незаконным, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п. 3 ст. 2 указанного Закона, организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу, что спорное торговое место отвечает всем признакам помещения, в котором обязательно применение контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, но не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ проверочная закупка допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.
В соответствии со статьей 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Указанное согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 г. N 3125/08.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не опровергается налоговым органом, что проверочная закупка осуществлялась лично одним из проверяющих.
Поскольку, согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом ККТ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Доводы инспекции о том, что покупателем может являться любое лицо, в том числе сотрудник налогового органа, который может приобрести товар для личных нужд, отклоняется, поскольку материалами дела подтверждается факт осуществления проверочной закупки сотрудником инспекции, уполномоченным на проведение проверки поручением от 10.02.2009 г. N 08.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 20.03.2009 г. по делу N А68-831/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2009 г. N А68-831/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании