Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 июня 2009 г. N А68-9241/08-654/8
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - К.Т.А. - представителя (дов. от 20.11.2007 N 69), от Таможни - Ж.Н.И. - главного государственного инспектора (дов. от 10.12.2008 N 03-19/9722),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тульской таможни на решение от 23.01.2009 Арбитражного суда Тульской области и постановление от 27.03.2009 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А68-9241/08-654/8, установил:
Открытое акционерное общество "Т" (далее по тексту - ОАО "Т", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Тульской таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 23121500 руб.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.01.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тульская таможня просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неполным исследованием судом фактических обстоятельств дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ОАО "Т" в 2006-2008 годах представило в Тульскую таможню 1093 временных таможенных деклараций для таможенного оформления поставок на экспорт товаров собственного производства. При этом Общество уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров по этим декларациям в общей сумме 23448500 руб.
В отношении тех же товаров Обществом в Тульскую таможню были представлены полные таможенные декларации и уплачены таможенные сборы за таможенное оформление товаров в сумме 26038000 руб.
Полагая, что уплаченная сумма таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций является излишней, ОАО "Т" обратилось в Тульскую таможню с заявлением от 10.10.2008 о возврате денежных средств в сумме 26038000 руб.
Письмом от 14.10.2008 N 13-12/7988 таможенный орган отказал Обществу в возврате указанной суммы таможенных платежей.
По мнению Тульской таможни, основания для осуществления такого возврата отсутствуют.
Считая действия Тульской таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в сумме 23121500 руб. незаконными, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Судом правомерно указано, что по смыслу п. 1 ст. 137 ТК РФ применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных обременении и ухудшению положения таких декларантов.
В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 11 ТК РФ к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно ст. 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В силу п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 24.05.2006 N ГКПИ 06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС 06-267, подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, в связи с чем суд указал на отсутствие оснований для вывода о том, что п. 7 Постановления регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
При таких обстоятельствах, кассационная коллегия считает правильным вывод суда о том, что установленная п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что таможенные сборы были уплачены ОАО "Т" дважды: при подаче временных и полных таможенных деклараций, что не соответствует положениям Таможенного кодекса.
Доводу жалобы о том, что сбор за таможенное оформление уплачивается при подаче как временной, так и полной таможенной декларации со ссылкой на п. 7.1 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863, предусматривающий, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации, дана надлежащая оценка судом, указавшим, что данный пункт введен постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 220, в связи с чем не может применяться к рассматриваемым правоотношениям, которые возникли до его принятия.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу п.п. 2, 4 ст. 355 Таможенного кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Поскольку сумма таможенных сборов, уплаченная при подаче полных таможенных деклараций, является излишне уплаченной, установленные ст. 355 ТК РФ условия для возврата излишне уплаченных таможенных сборов соблюдены, вывод суда об отсутствии у Тульской таможни законных оснований для отказа ОАО "Т" в возврате таможенных платежей в оспариваемой сумме является правильным.
При таких обстоятельствах, довод кассационной жалобы об отсутствии у Таможни оснований для возврата денежных средств не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Во исполнение указанных норм иных, помимо исследованных судом первой и апелляционной инстанции, доказательств обоснованности уплаты ОАО "Т" таможенных сборов при подаче полной таможенной декларации, таможенным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, у суда первой и апелляционной инстанции имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В кассационной жалобе таможенный орган ссылается на доводы, являвшиеся обоснованием его позиции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 23.01.2009 Арбитражного суда Тульской области и постановление от 27.03.2009 Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А68-9241/08-654/8 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 июня 2009 г. N А68-9241/08-654/8
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании