Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 августа 2000 г. N А64-721/00-16
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Тамбова на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.04.2000 по делу N А64-721/00-16, установил:
Инспекция МНС РФ по Октябрьскому району г. Тамбова (далее именуемая - ГНИ) предъявила в арбитражном суде иск к ООО "Л" о взыскании за невыполнение обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению в 1998 и 1999 гг. подоходного налога с физических лиц штрафа по ст. 123 НК РФ в сумме 2874 руб. 52 коп., по п. 1 ст. 126 НК РФ за нарушение срока представления в ГНИ отчетов об удержании налогов - штрафа 150 руб.
Решением арбитражного суда от 20.04.2000 взыскано с ответчика в доход бюджета 1624 руб. 52 коп. штрафов и госпошлина - 83 руб. 49 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ГНИ просит об отмене решения суда, поскольку судом неправильно применена ст. 22 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
Кассационная инстанция, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит, что Решение арбитражного суда от 20.04.2000 вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и ст. 24 НК РФ, ст. 22 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", а потому не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджет налогов, обязаны правильно и своевременно выполнять эти функции. Аналогичная обязанность предусмотрена и ст. 13 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
А ст. 22 этого же Закона установлено, что своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в соответствующий бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере 10 процентов от сумм, подлежащих взысканию.
Как установлено арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора, ответчик в 1998 году не исчислил, не удержал и не перечислил в бюджет подоходный налог с доходов 7 работников в сумме 14000 руб., не уплатил в бюджет в 1999 году налог в сумме 372 руб. 61 коп. На основании акта проверки от 30.09.99 Решением ГНИ от 18.10.99 N 111 ООО "Л" предложено уплатить указанные суммы налога и пени, а также на основании п. 1 ст. 123 НК РФ взыскан штраф за невыполнение обязанностей в размере 20 % от суммы неуплаченных налогов в сумме 2800 руб. за 1998 год и 74 руб. 52 коп. за 1999 год, а также по ст. 126 НК РФ за непредставление в ГНИ сведений о выплаченных доходах 3 физическим лицам - штраф по 50 руб. за каждый случай нарушения.
Арбитражный суд, проверяя доводы сторон, из представленных документов и объяснений сторон установил, что факт неудержания подоходного налога в 1998 году подтвержден материалами дела и признан ответчиком, суммы налогов уплачиваются путем изъятия работниками УФСНП из кассы денежных средств (л.д. 28, 29), тем самым суд признал, что такое бездействие ответчика является нарушением налогового законодательства со стороны налогового агента. Определяя сумму взыскиваемого штрафа, арбитражный суд пришел к правильному и обоснованному выводу о необходимости применения к правоотношениям, возникшим в 1998 году, санкций, установленных ст. 22 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, а не ст. 123 НК РФ, содержащей более тяжкую меру ответственности и не имеющей обратной юридической силы на основании п. 2 ст. 5 НК РФ. А поэтому суд правомерно взыскал с налогоплательщика штраф в размере 10 % от суммы налога, а в удовлетворении остальной части иска по 1998 году было отказано.
Также правильно исходя из добытых доказательств допущенных ответчиком нарушений в 1999 году были взысканы штрафы за неуплату налога - 74 руб. 52 коп. и за непредставление сведений о доходах - 150 руб., всего - 1624 руб. 52 коп.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену судебного акта. Суд исследовал и дал оценку всем представленным доказательствам допущенного правонарушения. Указанные в кассационной жалобе законы и иные нормативные правовые акты применены судом полно и правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для их иного толкования.
Ввиду изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, кассационная инстанция постановила:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.04.2000 по делу N А64-721/00-16 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Тамбова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 августа 2000 г. N А64-721/00-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании