Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 июля 2009 г. N А09-15405/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ИП Е.П.Ф. - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от Володарского районного отдела УФССП по Брянской области - Г.Н.А. - специалиста-эксперта отдела правового обеспечения (дов. N 21 от 13.05.2009 г., пост.); от Межрайонной ИФНС России N 6 по Брянской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Володарского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области 05.02.2009 г. по делу и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 г. по делу N А09-15405/2008, установил:
Индивидуальный предприниматель Е.П.Ф. (далее - ИП Е.П.Ф., Предприниматель, должник) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным в полном объеме постановления судебного пристава-исполнителя Володарского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (далее - судебный пристав-исполнитель) от 25.11.2008 г. о взыскании 7345,23 руб. исполнительского сбора.
Предприниматель уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ и просил снизить размер исполнительского сбора.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2009 г. заявленные ИП Е.П.Ф. требования удовлетворены в части снижения размера исполнительского сбора до 5508,93 руб., оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя признано недействительным в части взыскания исполнительского сбора, превышающего указанную сумму.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе Володарский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области (далее - Служба судебных приставов) просит отменить решение и постановление суда, полагая, что они приняты в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Службы судебных приставов, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа от 19.01.2006 г. N 129847, выданного Арбитражным судом Брянской области по делу N А09-2180/05-12, о взыскании с ИП Е.П.Ф. в пользу МИФНС России N 6 по Брянской области (далее - взыскатель) 214358,01 руб. налогов, пеней и штрафов, судебный пристав-исполнитель постановлением от 19.08.2008 г. возбудил исполнительное производство и предложил должнику в 5 дней с момента получения данного постановления добровольно выполнить требования исполнительного документа.
Поскольку должник исполнил требования исполнительного документа с нарушением установленного срока, судебный пристав-исполнитель принял постановление от 25.11.2008 г. о взыскании с ИП Е.П.Ф. исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы, что составляет 7345,23 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Частью 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве") определено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 указанного Закона (ч. 11 ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве").
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, выносится постановление о взыскании исполнительского сбора, если должник не представит судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 названной статьи.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду первой инстанции.
Принимая во внимание, что требования исполнительного листа погашены должником в полном объеме, суд обоснованно посчитал указанное обстоятельство достаточным основанием для снижения исполнительского сбора до 5508,93 руб. и признания оспариваемого постановление судебного пристава исполнителя недействительным в части взыскания исполнительского сбора, превышающего указанную сумму.
Доводы кассационной жалобы Службы судебных приставов направлены на переоценку доказательств по делу, что находится вне компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления суда, не установлено, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области 05.02.2009 г. по делу и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 г. по делу N А09-15405/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Володарского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2009 г. N А09-15405/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании