Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 мая 2000 г. N А48-51/2000-17к
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 01.03.2000 по делу N А48-51/2000-17к, установил:
ОАО "О", расположенное в г. Орле, предъявило в арбитражном суде иск к Государственной налоговой инспекции, ныне переименованной в Инспекцию МНС РФ по Заводскому району г. Орла (далее именуемой ГНИ) о признании частично недействительным Решения ГНИ от 30.11.99 N 534 о взыскании заниженной суммы НДС на сумму 33842 руб.
Решением Арбитражного суда от 01.03.2000 признан недействительным пп. "б" п. 2.1. Решения ГНИ от 30.11.99 N 534 в части взыскания заниженной суммы НДС - 33842 руб. и ГНИ предложено возвратить истцу из бюджета 1453 руб. 68 коп. госпошлины.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГНИ просит об отмене решения суда, поскольку судом неправильно применен и истолкован п. 19 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке применения Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
Кассационная инстанция, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, находит, что Решение Арбитражного суда от 01.03.2000 вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и ст. ст. 1, п. 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", а потому не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" в редакции, действовавшей в проверяемый период, НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В абз. 2 п. 2 ст. 7 этого же Закона указано, что сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. А в п. 2 ст. 8 того же Закона предусмотрено, что датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу. Для предприятий, которым разрешено определять срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов.
Из смысла приведенной статьи Закона следует, что налогоплательщик обязан исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость в целом от всего налогооблагаемого оборота предприятия за каждый отчетный период, а не исходя из его отдельных операций.
В п. 19 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 в дополнение к вышеуказанному порядку исчисления налога предусмотрено, что при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет (только в пределах лимитов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.94 N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.08.95 N 1225р - для организаций и предприятий потребительской кооперации) у организации - изготовителя (предприятия-изготовителя), заготовительной, снабженческо-сбытовой, оптовой и другой организации (предприятия), занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров), при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммы налога отдельной строкой, налог на добавленную стоимость отражается по дебету счета 19 и исчисление его производится в общеустановленном порядке.
Как установлено арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора, ГНИ провела проверку соблюдения истцом налогового законодательства в 1996-1998 годах и актом от 02.11.99, установила, что истец в 1998 году приобретал материальные ценности для производственных нужд за наличный расчет сверх лимитов, установленных ЦБР, и предъявленную и оплаченную продавцам сумму НДС - 33842 руб. предъявил к возмещению из бюджета. Полагая, что эту сумму сверх установленных пределов расчета наличными денежными средствами истец не имел права возмещать из бюджета на основании вышеприведенного п. 19 Инструкции N 39, Решением ГНИ от 30.11.99 N 534 ОАО "О" предложено уплатить данную сумму заниженного НДС.
Проверяя доводы сторон, суд установил, что ни по сумме наличных расчетов между истцом и его контрагентами, ни по сумме возмещенного из бюджета налога разногласий не имеется, но истец полагает, что ссылка ГНИ на п. 19 Инструкции ГНС РФ N 39 противоречит ст. 7 Закона РФ "О НДС", в которой отсутствует условие о зачете суммы "входного" НДС только в пределах установленных ЦБР лимитов наличных расчетов.
Оценивая в совокупности приведенные действия истца и доводы сторон, Арбитражный суд обоснованно применил Закон РФ, а не Инструкцию ГНС, поскольку указанным п. 19 Инструкции введены дополнительные ограничения прав налогоплательщика, не установленные Законом РФ. Эти ограничения, введенные Постановлением Правительства РФ от 17.11.94 N 1258, касаются именно форм расчетов с юридическими лицами, а не обязанностей налогоплательщиков по исчислению и уплате в бюджет РФ налогов.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд пришел к законному и обоснованному выводу о недействительности решения ГНИ о признании указанной суммы НДС в качестве занижения налога, и удовлетворил иск, а также обязал ГНИ возвратить в установленном порядке истцу уплаченную госпошлину.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе ГНИ, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену либо изменение судебных актов, потому что все представленные сторонами доказательства по делу были в полном объеме исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной переоценки доказательств у суда кассационной инстанции не имеется. Доказательств неправильного применения судами норм материального права ГНИ также не представлено. Кассационная инстанция полагает, что вывод суда первой инстанции соответствует также и ст. ст. 1, 6 НК РФ, разъяснению п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 N 41/9.
Ввиду изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, кассационная инстанция постановила:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 01.03.2000 по делу N А48-51/2000-17к оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 мая 2000 г. N А48-51/2000-17к
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании