Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 30 марта 2000 г. по делу N А54-2033/99-С3
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца не явились, надлежаще уведомлены, от ответчика П.Г.В. - управляющего (удост. N 72 от 24.01.95), Б.А.А. - гл. ю/к (пост. дов. N 2 от 05.01.2000);
рассмотрев кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.99 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 07.12.99 по делу N А54-2033/99-С3, установил:
Государственная налоговая инспекция по Железнодорожному округу г. Рязани обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области 1584 руб. штрафных санкций - 20% от сумм неуплаченных взносов в фонд занятости населения и 33 руб. - штрафа за невыполнение обязанностей по удержанию и перечислению подоходного налога.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.99 иск удовлетворен частично.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 07.12.99 решение изменено: с ответчика дополнительно взыскано 16 руб. 30 коп.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты по делу, полагая, что они вынесены в нарушение норм действующего законодательства.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей ОПФ РФ по Рязанской области, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены обжалуемых решения и постановления не имеется.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной Госналогинспекцией по Железнодорожному округу г. Рязани проверки Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области было установлено, что в облагаемую базу для исчисления взносов в фонд занятости населения за 1997 год плательщиком не включались выплаты общей суммой 527981 руб. 90 коп.: 322735 руб.- сумма, выплаченная работникам региональных отделений Пенсионного фонда в качестве компенсации расходов на питание (страховые взносы - 4841 руб. 02 коп.); 204901 руб. 20 коп. - сумма, выплаченная в качестве материальной помощи работникам отделения в течение года (страховые взносы 3073 руб. 51 коп.); 345 руб. 70 коп. - сумма, выплаченная родителям на возмещение расходов на содержание детей в дошкольных учреждениях (страховые взносы - 5 руб. 18 коп.). Итого, сумма неначисленных взносов составила 7920 руб. Было также допущено неправильное исчисление и не произведено удержание 163 руб. подоходного налога с физических лиц.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 14.05.99.
Постановлением ГНИ по Железнодорожному округу г. Рязани от 23.06.99 N 09-14/13 ДСП за допущенные нарушения ОПФ РФ по Рязанской области привлечено к ответственности и налоговой инспекцией заявлены требования о взыскании суммы штрафа, поскольку в добровольном порядке она уплачена не была.
Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области согласилось с требованиями лишь в части взыскания штрафа за неисполнение обязанностей налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога. Поскольку все отраженные в акте проверки выплаты носили, по мнению плательщика, единовременный или компенсационный характер, на них страховые взносы не начисляются, в связи с чем ответчик просил во взыскании штрафа в этой части отказать.
Суд полно и всесторонне исследовал все обстоятельства спора и правильно применил нормы материального права.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год" N 207-ФЗ от 21.12.95, ст. 4 Федерального закона N 26-ФЗ от 05.02.97, страховые взносы, подлежащие уплате в фонд занятости населения начисляются работодателем по отношению к начисленной оплате по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения. Для определения базы по начислению страховых взносов в Государственный фонд занятости населения РФ следует руководствоваться перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Указанный перечень установлен Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.93 N 1018.
Согласно пункту 9 названной Инструкции страховые взносы не начисляются на выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер.
ОПФ РФ по Рязанской области настаивает на том, что выплаты материальной помощи всем работникам Отделения и оплата расходов на питание носят единовременный или компенсационный характер.
Законодательно не закреплено понятие единовременной или компенсационной выплаты.
Суд правомерно исходил из того, что вопрос об отнесении тех или иных выплат к указанной категории надлежит разрешать отдельно в каждом конкретном случае.
Оценив представленные сторонами документы (как бухгалтерские, так и приказы о выплате материальной помощи) суд пришел к правильному выводу, что выплата в 1997 году материальной помощи всем сотрудникам Отделения Пенсионного фонда в размере 2-х должностных окладов не может быть признана единовременной, поскольку предусмотрена Положением о фонде оплаты труда работников фонда, заложена в смете и представляет из себя систему выплат.
Обоснованно признано судом, что не являются выплатами компенсационного характера регулярные денежные выплаты, называемые расходами на питание, поскольку ответчик не смог представить доказательства, подтверждающие, что выплачиваемые работникам суммы являются возмещением произведенных ими затрат на приобретение продуктов питания.
Правомерно отказано судом во взыскании с ответчика штрафа в сумме 1 руб. 03 коп., начисленного от суммы выплат произведенных родителям (работникам фонда) на содержание детей в дошкольных учреждениях, поскольку ответчиком представлены доказательства, подтверждающие компенсационный характер этих расходов.
Разрешая вопрос о порядке применения санкций, суд обоснованно руководствовался нормами Налогового кодекса РФ, т.к. в соответствии с Положением о Государственном фонде занятости населения РФ (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 08.06.93 с изменениями и дополнениями) к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются санкции, предусмотренные налоговым законодательством.
Уменьшая размер штрафа, взыскиваемого за несвоевременное удержание подоходного налога, суд правильно применил принципы обратной силы закона, указав, что санкция, установленная ст. 123 НК РФ за указанное правонарушение, превышает (а следовательно, ухудшает положение плательщика) пределы ранее предусмотренной ответственности, поэтому надлежит применить штраф в размере 10%, как, то предусмотрено законодательством, действовавшим в проверяемом периоде.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, суд, постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.99 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 07.12.99 по делу N А54-2033/99-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОПФ РФ по Рязанской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 марта 2000 г. по делу N А54-2033/99-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании