Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 июля 2000 г. N 57/Я
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, от ответчика не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Центральному району г. Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.04.2000 по делу N 57/Я, установил:
Инспекция МНС РФ по Центральному району г. Тулы обратилась в арбитражный суд с иском к ЗАО "П" о взыскании налоговых санкций в сумме 131824 руб., предусмотренных ч. 1 ст. 122 и ч. 2 119 НК РФ и абз. 2 п.п. "б" п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в РФ".
Решением арбитражного суда от 14.04.2000 исковые требования удовлетворены частично. С ЗАО "П" в доход соответствующего бюджета по п. 1 ст. 122 НК РФ взысканы налоговые санкции в сумме 55921 руб. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции законность решения суда не проверялась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить решение в части отказа удовлетворения иска в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что принятое по делу решение подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
В ходе проверки, проведенной должностными лицами ГосНИ по Центральному району по вопросам соблюдения требований налогового законодательства ЗАО "П" за период с 01.01.96 по 31.12.98, установлена неуплата налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 278168 руб., в том числе 1997 г. - 117880 руб., за 1998 г. - 160288 руб.; неуплата целевого сбора на содержание милиции, благоустройства территории и нужды образования в сумме 1436 руб., в том числе 1997 г. - 685 руб., 1998 г. - 751 руб. (акт проверки от 22.10.99).
По результатам рассмотрения материалов проверки предприятие решением от 12.11.99 привлечено к налоговой ответственности по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 20% неуплаченных налогов, соответственно по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере 55634 руб.; целевого сбора на содержание милиции, благоустройство территории и нужды образования - 287 руб., а также по ч. 2 ст. 119 НК РФ штрафа за непредставление соответствующей декларации за 1998 г. - 64115 руб., за 1997 - 11788 руб. на основании абз. 2 п.п. "б" п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в РФ".
Поскольку в добровольном порядке штрафные санкции по требованию налогового органа уплачены не были, истец вынужден был обратиться в суд за взысканием финансовых санкций.
Вывод суда об удовлетворении исковых требований в части взыскания штрафа в сумме 55921 руб. соответствует требованиям действующего законодательства.
Правомерно суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании штрафных санкций, предусмотренных абз. 2 п.п. "б" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" за непредставление декларации ответчиком в 1997 г., поскольку данная норма утратила силу в 1999 г. с момента введения в действие Налогового кодекса РФ.
Как видно из материалов дела, ЗАО "П" не представило в налоговый орган налоговые декларации за 1998 г.
По действовавшему в спорный период законодательству штраф налагался согласно абзацу 2 п.п. "б" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" в размере 10 % причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.
Налоговый кодекс РФ, введенный в действие с 01.01.99, также предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации (ст. 119), но размер штрафа зависит от длительности просрочки и не может быть более 25 % суммы налога, подлежащего уплате (в редакции ФЗ РФ от 09.07.99 N 154 ФЗ - не более 30 % и не менее 100 руб.).
Из изложенного следует, что ответственность за данный вид правонарушения сохранена, изменился лишь размер штрафа.
В этой связи мотивы арбитражного суда об освобождении налогоплательщика от ответственности вообще противоречат действующему налоговому законодательству и принципу неотвратимости наказания (ответственности) за допущенное правонарушение (виновное, противоправное действие).
Из решения налогового органа N 122 от 12.11.99 следует, что к налогоплательщику применен штраф по п. 2 ст. 119 НК РФ в размере 40% от суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 64115 руб.
Поскольку размер санкции, исчисленный по п. 2 ст. 119 Кодекса, больше размера штрафа, определенного по абзацу 2 подпункта "б" пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", следует признать, что за правонарушение, допущенное до введения в действие части первой Налогового кодекса, ответственность для ЗАО "П" отягчена и на основании п. 2 ст. 5 НК РФ ст. 119 Кодекса в части размера штрафа обратной силы не имеет.
Учитывая, что факт налогового правонарушения материалами дела подтвержден, применительно к рассматриваемому делу размер санкции за непредставление налоговой декларации по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы должен быть не больше того размера, который был предусмотрен прежним законодательством о налогах и сборах за аналогичное правонарушение, т.е. 10 %.
Принимая во внимание изложенное, решение арбитражного суда подлежит отмене в сумме 16029 руб. (160288 руб. х 10 %) с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований в этой части.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 АПК РФ, суд постановил:
Отменить решение Арбитражного суда Тульской области от 14.04.2000 по делу N 57/Я об отказе в иске в части применения штрафа за непредставление налоговой декларации по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в 1998 г. в сумме 16029 руб. и в этой части иск удовлетворить.
Взыскать расходы по уплате госпошлины в сумме 741 руб. 16 коп.
В остальном принятое по делу решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2000 г. N 57/Я
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании