Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 мая 2000 г. N А09-6332/99-12
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца С.Е.В. - адвоката (дов. N 133 от 19.05.2000 пост.), К.И.А. - директора (удост. N 864 от 10.04.96), от ответчика не явились, надлежаще уведомлены
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 22.02.2000 по делу N А09-6332/99-12, установил:
Государственное учреждение Брянский строительный техникум обратилось в арбитражный суд к Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Брянска о возврате из бюджета 143154 руб. излишне уплаченного налога на пользователей автодорог.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.02.2000 иск удовлетворен, поскольку суд пришел к выводу, что Брянский строительный техникум имеет льготу по налогу на пользователей автодорог, как образовательное учреждение.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт по делу, полагая, что плательщик не имеет права на льготу, а суд неправильно применил нормы материального права, вынося решение по существу спора.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей истца, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела, Брянский строительный техникум, являясь государственным образовательным учреждением, на которое распространяются положения Закона РФ "Об образовании", на протяжении 1997 - 1999 г.г. уплачивал налог на пользователей автодорог с выручки, полученной в качестве оплаты за обучение, а также от сдачи в аренду помещений техникума.
Налоговая инспекция полагает, что ГУ Брянский строительный техникум является плательщиком указанного налога, поскольку действующим налоговым законодательством льготы для образовательных учреждений не предусмотрены.
Истец аргументировал свои требования тем, что не является плательщиком налога на пользователей автодорог, поскольку он хотя и получает выручку от оказания (предоставления) определенных услуг, но направляет ее на образовательный процесс, и поэтому освобождается от уплаты налогов в силу Закона РФ "Об образовании".
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и правильно применив нормы материального права, вынес обоснованное решение.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, при этом объектом налогообложения является выручка от реализации продукции, (работ, услуг).
Уставом Брянского строительного техникума предусмотрено, что это учреждение является образовательным.
Статьей 40 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, в части предпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, освобождаются от уплаты всех видов налогов.
На основании п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46, п. 3 ст. 47 названного закона, дополнительные платные образовательные услуги и платная образовательная деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
Налоговая инспекция не доказала, что получаемая Брянским строительным техникумом выручка от предоставления платного образования и сдачи в аренду имущества, реинвестируется не на обеспечение развития образовательного процесса.
Доводы кассационной жалобы о том, что полученные техникумом средства в сумме 43267 руб. направлены на реализацию иных целей и задач, нежели организация образовательного процесса, не подтверждены какими либо доказательствами, в связи с чем являются безосновательными.
Судом исследованы бухгалтерские документы и установлено, что все полученные техникумом в проверяемом периоде денежные суммы были направлены на возмещение затрат на развитие и совершенствование образовательного процесса.
Кроме того, суд правомерно исходил из соотношения налоговых и специальных нормативных актов, обоснованно указав, что законодателю предоставлено право устанавливать особый правовой режим( в том числе и льготы по налогам) в рамках специальных законов, регламентирующих деятельность определенной категории субъектов.
Нельзя признать состоятельными доводы кассационной жалобы о том, что судебное решение подлежит отмене по процессуальным основаниям. По мнению ИМНС РФ по Советскому району г. Брянска, налоговое законодательство устанавливает обязательный порядок досудебного урегулирования споров о возврате налогоплательщикам из бюджета денежных сумм. Учитывая, что техникум не обращался в налоговые органы с соответствующим заявлением, его иск, как считает инспекция, не должен рассматриваться судом. Указанная аргументация позиции налогового органа не основана на нормах действующего законодательства, поскольку Налоговый кодекс РФ не ограничивает субъектов в выборе средств правовой защиты своих интересов, позволяя обращаться как непосредственно в инспекцию, так и в суд. Статья 78 НК РФ, на основании которой производится возврат излишне уплаченного налога, является диспозитивной нормой права и предоставляет субъектам возможность самим определять конкретное содержание их прав и обязанностей.
Учитывая изложенное, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения требований истца о возврате 143154 руб. из бюджета.
Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 22.02.2000 по делу N А09-6332/99-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Брянску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 мая 2000 г. N А09-6332/99-12
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании