Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 27 января 2000 г. N 1152/2
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, при участии в заседании: от истца Г.Л.И. - главного специалиста (доверенность N 03-15-104 от 26.01.2000), ответчика не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу государственной налоговой инспекции по г. Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.99 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Смоленской области от 18.11.99 по делу N 1152/2, установил:
Госналогинспекция по г. Смоленску обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с предпринимателя Д.А.И. штрафа в размере 4200 руб. за нарушение Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.99 исковые требования удовлетворены частично в сумме 2000 руб. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Смоленской области от 18.11.99 решение арбитражного суда отменено, в удовлетворении иска отказано. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что признаки состава административного проступка содержатся только в деяниях продавца, а не предпринимателя.
В кассационной жалобе заявитель - государственная налоговая инспекция по г. Смоленску, просит решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Госналогинспекцией по г. Смоленску принято решение N 159 от 17.06.99 о взыскании с предпринимателя Д.А.И. штрафа в размере 4200 руб. за неприменение контрольно-кассовой машины на основании акта N 001134 от 16.06.99 проверки выполнения требований Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Из акта проверки следует, что продавец К.В.Д., производила реализацию товаров, принадлежащих предпринимателю Д.А.И., без применения контрольно-кассовой машины.
Факт реализации товара без применения контрольно-кассовой машины подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривался.
Статьей 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность, при осуществлении денежных расчетов с населением, применять контрольно-кассовую машину.
За неприменение контрольно-кассовой машины в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 7 Закона ответственность несет юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), а не конкретный работник. Конкретный работник (продавец) может быть привлечен к ответственности только за невыдачу чека в соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 7 Закона.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что наличие вины в неприменении контрольно-кассовой машины содержится только в действиях продавца, а не предпринимателя, не участвовавшего в осуществлении торговой операции и производстве денежных расчетов, не может служить основанием для освобождения предпринимателя от ответственности, поскольку все торговые операции, ведущиеся в торговой точке предпринимателя Д.А.И., следует рассматривать как осуществленные от ее имени, в связи с чем ответственность за неприменение в торговой точке контрольно-кассовой машины возлагается на предпринимателя.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении иска не имелось.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности факта нарушения предпринимателем Д.А.И. Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Между тем определяя размер подлежащего взысканию с предпринимателя административного штрафа суд неправомерно снизил его размер до 2000 руб. (менее 50 минимальных размеров месячной оплаты труда).
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" за неприменение контрольно-кассовой машины наступает ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров месячной оплаты труда. Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.05.98 N 14-П данное правонарушение отнесено к числу административных.
Согласно ст. 33 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение.
Таким образом размер штрафа, подлежащий взысканию, должен быть определен в пределах указанных в законе санкций и, с учетом смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, не может быть ниже минимального и выше максимального размера, установленного, в данном случае абзацем 2 части 1 ст. 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд кассационной инстанции считает возможным снизить размер взыскиваемого с предпринимателя штрафа до 50 минимальных размеров месячной оплаты труда, что составляет 4174 руб. 50 коп.
Руководствуясь п. 2 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.99 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Смоленской области от 18.11.99 по делу N 1152/2 отменить.
Исковые требования Государственной налоговой инспекции по г. Смоленску удовлетворить частично.
Взыскать с предпринимателя Д.А.И в доход федерального бюджета штраф в размере 4174 руб. 50 коп.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с предпринимателя Д.А.И. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 208 руб. 73 коп.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 января 2000 г. N 1152/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании