Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 февраля 2000 г. N А08-2456/99-10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца не явились, надлежаще уведомлены, от ответчика Ю.М.В. - юриста (дов. б / н от 24.02.2000 пост.), Ю.В.В. - директора (дов. N 170 от 24.05.99 пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.11.99 по делу N А08-2456/99-10, установил:
Государственная налоговая инспекция по г. Белгороду обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с Федерального государственного учреждения Белгородский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - ФГУ БЦГСМ) 29888 руб. штрафа за неуплату НДС, 17 руб. штрафа по налогу на нужды образовательных учреждений и 14945 руб. штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций.
Ответчик предъявил встречный иск о признании недействительным постановления ГНИ по г. Белгороду от 27.05.99 в части доначисления НДС за 1996-1998 г.г. в сумме 149457 руб., штрафа за неполную уплату НДС - 29888 руб. и штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций - 14945 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 04.11.99 иск налоговой инспекции удовлетворен в части взыскания 14945 руб. штрафа за непредставление деклараций и 17 руб. штрафа за неполную уплату налога на нужды образовательных учреждений. Встречный иск удовлетворен в части признания недействительным постановления ГНИ по г. Белгороду о доначислении 149457 руб. налога на добавленную стоимость и 29888 руб. штрафа по этому налогу.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда как вынесенное без достаточных к тому оснований и в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснение представителей ФГУ БЦГСМ, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Госналогинспекцией по г. Белгороду была проведена проверка соблюдения ФГУ БЦГСМ налогового законодательства в 1996-1998 г.г.
В акте проверки от 11.05.99 отражено, что ФГУ БЦГСМ, являясь плательщиком НДС, обязано было производить расчеты и уплату этого налога ежемесячно, однако налоговые декларации представлялись в инспекцию ежеквартально, как и перечисление НДС в бюджет.
По результатам проверки ГНИ по г. Белгороду вынесено постановление от 27.05.99 N 3123-3/2-795 ДСП, в соответствии с которым плательщику предложено перечислить в бюджет 86 руб. налога на нужды образовательных учреждений, 21 руб. пени за несвоевременное перечисление этого налога и 17 руб. штрафа, а также уплатить 149457 руб. НДС, 17019 руб. пени по НДС, 29888 руб. штрафа за неуплату налога и 14945 руб. штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций.
По налогу на нужды образовательных учреждений доначисленные суммы не оспаривались плательщиком. Исковые требования налоговой инспекции в этой части обоснованны и штраф за несвоевременную уплату налога в сумме 17 руб. взыскан правомерно.
Основанием для доначисления НДС и применения санкций по указанному налогу послужило то обстоятельство, что ФГУ БЦГСМ исчисляло и уплачивало налог ежеквартально, а не ежемесячно.
Суд полно и всесторонне исследовал фактические обстоятельства спора и пришел к правильному выводу о неправомерности требований налоговой инспекции в части доначисления НДС и применения штрафа, установленного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Имеющиеся в материалах дела расчеты свидетельствуют о том, что к моменту проведения проверки задолженности перед бюджетом по НДС плательщик не имел. В отчетных периодах им допускались нарушения законодательства, регламентирующего порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость, но факт наличия недоимки налога материалами дела не подтвержден.
Суд правильно указал, что при таких обстоятельствах отсутствуют основания для применения санкции, предусмотренной ст. 122 НК РФ, поскольку ответственность, установленная указанной нормой, наступает в случае неуплаты или неполной уплаты налога.
К ответственности за непредставление деклараций по НДС плательщик привлечен налоговой инспекцией обоснованно, поскольку законодательством, действующим в проверяемом периоде, была предусмотрена санкция за это правонарушение. Налоговым кодексом РФ (ст. 119) установлена более тяжкая ответственность за аналогичное нарушение, в связи с чем, в силу п. 2 ст. 5 НК РФ, должен применяться штраф в размере, установленном п.п. "б" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, суд, постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.11.99 по делу N А08-2456/99-10 оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 февраля 2000 г. N А08-2456/99-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании