Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 июня 2009 г. N Ф10-2274/09 по делу N А14-3322-2007/168/28
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - Г.А.А. - старшего юрисконсульта (дов. от 18.06.2009 N Ю-12/10), от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области на решение от 30.06.2008 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-3322-2007/168/28, установил:
Открытое акционерное общество "С" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области о признании недействительным решения от 12.04.2007 N 66 в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 1098769 руб., НДС в размере 2083521 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 167549 руб., пени по НДС в размере 577582 руб., а также привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 219753 руб., за неполную уплату НДС - 416704 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.06.2008 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт по делу, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В кассационной жалобе налогового органа оспариваются выводы суда о нарушении Инспекцией существенных условий рассмотрения материалов налоговой проверки, в связи с чем кассационная коллегия проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения арбитражного суда в пределах заявленных в настоящей жалобе доводов.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки составлен акт от 15.01.2007 N 1дсп и принято решение от 12.04.2007 N 66, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить ряд налогов в общей сумме 3474075 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в размере 949172 руб., а также Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122, в виде взыскания штрафов в общей сумме 763030 руб.
Полагая, что ненормативный акт Инспекции частично не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования в полном объеме, суд первой инстанции указал на нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Кассационная коллегия считает данный вывод правильным ввиду следующего.
На основании ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, а также представленные письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока на представление налогоплательщиком возражений на акт проверки.
При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Таким образом, рассмотрение материалов налоговой проверки и принятие решения по ним осуществляется в том месте и в то время, о которых извещен налогоплательщик, в присутствии налогоплательщика или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.
В силу п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
Пунктом 7 статьи 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Материалами дела подтверждено, что акт выездной налоговой проверки N 1дсп вручен Обществу 15.01.2007.
29.01.2007 генеральному директору Общества Ш.М.А. вручено извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки - 08.02.2007 в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Воронеж, ул. Р. 1905 года, д. 82, к. 303 г.
08.02.2007 состоялось рассмотрение материалов проверки и возражений налогоплательщика в присутствии директора Общества.
08.02.2007 Инспекцией вынесено решение о продлении до 21.03.2007 сроков рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам в связи с необходимостью детального рассмотрения представленных налогоплательщиком документов.
15.03.2007 налоговым органом вынесено решение N 12-15/47дсп о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 14.04.2007.
Окончательное решение N 66 принято налоговым органом 12.04.2007, однако о том, что рассмотрение материалов проверки будет проведено 12.04.2007, лицо, в отношении которого проводилась проверка, не было надлежащим образом извещено, тем самым не обеспечена возможность его участия в рассмотрении материалов проверки.
Рассматривая спор по существу, суд обоснованно принял во внимание то, что в ходе проведения дополнительных мероприятий Инспекцией совершены действия, направленные на получение сведений от контрагентов Общества, их анализ, и сопоставление с данными, представленными заявителем. Полученные в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля документы послужили для признания Общества совершившим налоговые правонарушения.
С учетом того, что 08.02.2007 какого-либо решения в порядке п. 7 ст. 101 НК РФ налоговым органом принято не было, а Инспекцией впоследствии проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, вывод суда о том, что 08.02.2007 процедура рассмотрения материалов проверки не было завершена, следует признать правильным.
Таким образом, налоговый орган не обеспечил права лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (с учетом дополнительных материалов, полученных в ходе проверки) лично и (или) через своего представителя.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушении прав налогоплательщика в связи с его присутствием при рассмотрении материалов налоговой проверки 08.02.2007, а также об отсутствии оснований для применения п. 14 ст. 101 НК РФ не соответствуют положениям действующего законодательства.
В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Во исполнение указанных норм иных, помимо исследованных судом первой инстанции доказательств извещения Общества о рассмотрении материалов налоговой проверки 12.04.2007, налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 30.06.2008 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-3322-2007/168/28 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 июня 2009 г. N Ф10-2274/09 по делу N А14-3322-2007/168/28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании