Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 июля 2009 г. N А23-3320/08А-13-89
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 апреля 2009 г. N А23-3320/08А-13-89
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - С.И.А. - ген.директора (приказ от 11.01.09 г. N 1), Т.А.В. - представителя (дов. от 24.06.09 г. б/н), от налогового органа - С.А.А. - представителя (дов. от 15.12.08 г. б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Т" и Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.11.08 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.09 г. по делу N А23-3320/08А-13-89, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Калужской области (далее - налоговый орган) от 20.05.08 г. N Р-14.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 11.11.08 г. заявление удовлетворено частично. Признано недействительным решение налогового органа от 20.05.08 г. N Р-14 по п. 1.1 резолютивной части решения в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ, за непредставление налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за июль 2006 года в сумме 74250 руб.; по п. 1.3 резолютивной части решения в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.2 НК РФ, за нарушение установленного Налоговым кодексом РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых автоматов в июле 2006 года в сумме 247500 руб.; по п. 1.4 резолютивной части решения в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на игорный бизнес за июль 2006 года в результате занижения налоговой базы в сумме 8250 руб.; по п. 3.1.3 резолютивной части решения в части предложения Обществу уплатить недоимку по налогу на игорный бизнес за июль 2006 года в сумме 41250 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.09 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Общество и налоговый орган просят принятые судебные акты, как несоответствующие нормам материального права, отменить, соответственно, в части неудовлетворенных требований и в части удовлетворения требований Общества.
Рассмотрев доводы жалоб, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление суда следует оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.04 г. по 30.09.07 г.
По результатам проверки составлен акт от 31.03.08 г. N А-10 и принято решение от 20.05.08 г. N Р-14 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 129.2 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 396405 руб.
Указанным решением Обществу также предложено уплатить доначисленные налоги и начисленные пени.
Общество, полагая, что решение от 20.05.08 г. N Р-14 нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В силу п. 2 ст. 92 НК РФ осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласовании владельцев этих предметов на проведение их осмотра.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужили результаты проведенных сотрудниками милиции осмотров объектов игорного бизнеса в рамках проведенных мероприятий по контролю.
Представителями налогового органа осмотр помещений и находящихся в них игровых автоматов не производился.
При проведении проверки налоговый орган ограничился лишь допросом сотрудников УмБПСПРиИАЗ по Калужской области Л.В.В. и Т.Д.Е. о порядке проведения осмотра игрового зала, принадлежащего Обществу, в июле 2006 года.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что произведенный осмотр помещений не соответствует требованиям налогового законодательства, в связи с чем его результаты не могут служить надлежащим доказательством по делу.
В связи с этим у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к налоговой ответственности в общей сумме 330000 руб. и доначисления Обществу налога на игорный бизнес в сумме 41250 руб.
Оценивая законность и обоснованность решения налогового органа в части привлечения Общества к налоговой ответственности в сумме 63750 руб., доначисления налога на игорный бизнес в сумме 37500 руб. и начисления пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 16225 руб., суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
На основании п. 1 ст. 366 НК РФ игровой автомат является объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения (п. 2 ст. 366 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 366 НК РФ объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком соответствующего заявления в налоговый орган.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в информационном письме Президиума ВАС РФ от 16.01.07 г. N 116 "О применении п. 2 ст. 366 НК РФ в части определения момента установки игрового автомата", под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.10.06 г. Обществом подано в налоговый орган заявление о регистрации 10 игровых автоматов и в тот же день Инспекцией выдано соответствующее свидетельство о регистрации объектов налогообложения.
Анализ и оценка указанных норм, а также обстоятельств дела позволил суду сделать вывод о том, что поскольку в налоговом органе не предусмотрена регистрация момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, то обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникла у Общества с даты подачи в Инспекцию заявления о регистрации объектов налогообложения - 30.10.06 г. Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.06.07 г. N 12829/06.
Ссылка налогового органа на преюдициальное значение решения Арбитражного суда Калужской области от 20.09.06 г. по делу N А23-2878/06А-18-304 была предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и ей дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационных жалоб являлись обоснованием позиции Общества и налогового органа по делу, они не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления судов по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного Калужской области от 11 ноября 2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2009 года по делу N А23-3320/08А-13-89 оставить без изменения, а кассационные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Т" и Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Калужской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
По мнению налогоплательщика, решение о привлечении к налоговой ответственности, в основу которого положены результаты осмотра объектов игорного бизнеса, проведенного сотрудниками милиции, является недействительным.
Суд счел позицию налогоплательщика основанной на законе.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.
В соответствии с п. 2 ст. 92 НК РФ осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласовании владельцев этих предметов на проведение их осмотра.
Суд установил, что основанием для вынесения оспариваемого решения послужили результаты осмотров объектов игорного бизнеса в рамках мероприятий по контролю, проведенных сотрудниками милиции. Должностными лицами налогового органа осмотр помещений и находящихся в этих помещениях игровых автоматов не производился. Сотрудники налогового органа лишь допросили сотрудников милиции о порядке проведения осмотра игрового зала, принадлежащего налогоплательщику.
Поскольку произведенный осмотр помещений не соответствует требованиям налогового законодательства, его результаты не могут служить надлежащим доказательством по делу.
Учитывая вышеизложенное, суд признал недействительным оспариваемое решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 июля 2009 г. N А23-3320/08А-13-89
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании