Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 июля 2009 г. N А35-2604/2008-С11 (Ф10-912/2009)
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 ноября 2009 г. N А35-2604/2008-С11 (Ф10-912/2009)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ОАО "Т" в лице Филиала "К", г. Курск - не явились, извещены надлежаще, от ответчика: Курская область в лице Комитета социального обеспечения Курской области, г. Курск Российская Федерация в лице министерства финансов РФ - не явились, извещены надлежаще, от третьих лиц: Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области, г. Курск - Т.Н.Н. - зам. начальника отдела юридической и кадровой работы (дов. от 20.01.2009 г.), Комитет финансов Курской области, г. Курск - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ и ОАО "Т" в лице Курская региональная генерация на решение Арбитражного суда Курской области от 17 октября 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2008 года по делу N А35-2604/2008-С11, установил:
Открытое акционерное общество "Т" в лице филиала "Курская региональная генерация" обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов, Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области понесенных обществом убытков в размере 1818717 руб. 78 коп. в связи с предоставлением коммунальных услуг льготным категориям граждан в соответствии с положениями ФЗ "О социальной защите инвалидов" в период с января 2007 г. по июнь 2007 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Комитет финансов Курской области и Комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.10.2008 года исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Т" в лице филиала "К" были взысканы убытки в размере 1541286 руб. 25 коп. В удовлетворении остальной части иска и требований истца к Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не соглашаясь с указанными судебными актами, ОАО "Т" в лице Курская региональная генерация и Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ обратились в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение Арбитражного суда Курской области от 17 октября 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2008 года.
По мнению ОАО "Т" в лице Курская региональная генерация, при принятии судебных актов в части исключения из взыскиваемой суммы убытков налога на добавленную стоимость арбитражным судом неправильно применены нормы материального права.
В кассационной жалобе Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ указывает на то обстоятельство, что в рассматриваемых правоотношениях отсутствует вина в действиях РФ, а имеется наличие вины субъекта РФ - Курской области.
В остальной части судебные акты не обжалуются и поэтому в силу ст. 286 АПК РФ не являются предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.
Представители истца, Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителя ответчика, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Курской области от 17 октября 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Арбитражным судом установлено, что согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ указанной категории граждан предоставляется социальная поддержка в виде скидки в размере 50 % установленной платы за пользование отоплением.
В период с января по июнь 2007 г. включительно истец предоставлял указанной категории граждан меры социальной поддержки в виде 50 % скидки по оплате поставленной тепловой энергии на сумму 1818717 руб. 78 коп. с учетом налога на добавленную стоимость.
Ответчики возмещение истцу представленных льгот не произвели, в результате чего, по мнению истца, ему были причинены убытки в общей сумме 1818717 руб. 78 коп. с НДС.
Ссылаясь на образовавшуюся задолженность, ОАО "Т" в лице Курская региональная генерация обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд, руководствуясь требованиями ст.ст. 16, 309, 539, 548, 1069 ГК РФ, п. 2 ст.ст. 154, 168 Налогового Кодекса РФ, исходил из того, что требования истца заявлены обоснованно и правомерно, между тем, из взыскиваемой суммы убытков подлежит исключению сумма налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции считает указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В процессе рассмотрения спора арбитражный суд пришел к выводу, что расчет убытков неправомерно произведен истцом исходя из стоимости услуг с учетом налога на добавленную стоимость, в связи с чем, исключил из взыскиваемой задолженности сумму налога на добавленную стоимость по следующим основаниям.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию услуг по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, предусмотрен п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2006 года) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
В соответствии со статьей 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по федеральному законодательству и выделяемые не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В этой связи, арбитражный суд правомерно, учитывая представленные в материалы дела документы, исключил из общей суммы убытков, подлежащих взысканию в пользу истца, налог на добавленную стоимость и взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Т" в лице филиала "К" 1541286 руб. 25 коп. убытков.
Довод Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о том, что возмещение расходов в рассматриваемом случае является обязательством Курской области в соответствии с региональным законодательством, был предметом исследования арбитражных судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно ими отклонен по мотивам, изложенным в судебных актах.
Иных доводов, позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационные жалобы не содержат, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.
Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового Кодекса РФ с 31.01.2009 г. от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков.
На основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина, уплаченная в большем размере, чем это предусмотрено законодательством подлежит возврату.
Учитывая, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась с кассационной жалобой 12 февраля 2009 года и при её подаче заявителем была уплачена госпошлина в размере 1000 рублей, указанная сумма подлежит возврату их доходов федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 17 октября 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2008 года по делу N А35-2604/2008-С11 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Возвратить Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе в качестве излишне оплаченной.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 июля 2009 г. N А35-2604/2008-С11 (Ф10-912/2009)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании