Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 7 июля 2009 г. N А62-5829/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Д.И.А. - директора (решение участника общества от 09.10.2007 г. N 1), от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.01.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 г. по делу N А62-5829/2008, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Б" (далее - ООО "Б", общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Смоленска (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) от 06.10.2008 г. N 4031 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 06.10.2008 г. N 287 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 8121 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.01.2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 г. решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.01.2009 г. оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Ленинскому району г. Смоленска по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года и представленных документов составлен акт от 04.08.2008 г. N 2487 и принято решение от 06.10.2008 г. N 4031, согласно которому ООО "Б" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату НДС в виде взыскания штрафа в размере 231194 руб. 71 коп., предложено уплатить НДС в сумме 1155974 руб. и пени по НДС в размере 67304 руб. 57 коп, а также принято решение от 06.10.2008 г. N 287 об отказе в возмещении НДС в сумме 8121 руб.
Не согласившись с указанными решениями инспекции, ООО "Б" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь утвержден Положением, являющимся Приложением к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" от 15 апреля 2004 (ратифицировано Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ).
Как следует из ст. 3 указанного Соглашения при импорте товаров на территорию государства одной стороны с территории государства другой стороны косвенные налоги взимаются в стране импортера, за исключением товаров, ввозимых с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории государства другой стороны, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые в законодательстве государств сторон не подлежат налогообложению при ввозе на территорию государств сторон.
На основании п. 5 и п. 6 разд. 1 Положения косвенные налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, при этом налогоплательщики в этот же срок обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и определенные пунктом 6 документы, в том числе выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам.
Согласно п. 8 разд. 1 Положения суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками в бюджет по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской федерации, подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.
В силу требований ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, а также не оспаривается налоговым органом, фактическая уплата НДС в сумме 1164096 руб. по ввозимым на территорию РФ товарам была произведена обществом в марте 2008 года, ввезенный товар был оприходован также в марте 2008 года.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "Б" были соблюдены все необходимые условия, предусмотренные ст.ст. 171, 172 НК РФ, позволяющие ему заявить налоговый вычет по НДС в сумме 1164096 руб. в налоговой декларации за 1 квартал 2008 года, в связи с чем у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления Обществу налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года в сумме 1155974 руб., соответствующих сумм пеней и налоговых санкций, а также для отказа в возмещении из бюджета НДС в сумме 8121 руб.
Признавая несостоятельным довод инспекции о том, что НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, может быть включен в налоговые вычеты по НДС в налоговой декларации, представляемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором он уплачен и отражен в налоговой декларации, суды обоснованно указали, на то, что данное ограничение не содержится ни в ст.ст. 171, 172 НК РФ, ни в Положении о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Судом обоснованно отклонена ссылка инспекции на разъяснения, содержащиеся в письме ФНС России от 31.05.2005 N ММ-6-03/450 "Об отдельных вопросах по применению соглашения с Республикой Беларусь", поскольку данное письмо не является актом законодательства о налогах и сборах.
Обжалуемые судебные акты основаны на правильном применении норм материального права, надлежащей оценке доказательств, полном и всестороннем выяснении фактической стороны дела. Процессуальных оснований для их отмены либо изменения также не имеется.
В силу изложенного, кассационная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.01.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 г. по делу N А62-5829/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Смоленска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 июля 2009 г. N А62-5829/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании