Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е. И., Судей фио, фио
при помощнике судьи Егоровой А. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности Молодых А. В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 ноября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Веселкова... о признании незаконным приказа директора Департамента военного имущества МО РФ от 17 сентября 2020 года N 2901 - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Веселков О. Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Директору Департамента военного имущества Министерства обороны РФ, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ о признании незаконным приказа, указав следующее.
Во время прохождения военной службы по контракту Веселков О.Ю. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и 25.06.1994 г. и поставлен на соответствующий учет. При этом, еще до увольнения с военной службы, истцу предоставлено жилое помещение общей адрес метра, расположенное по адресу: Москва, адрес, в отношении которого между Веселковым О.Ю. и Департаментом муниципального жилья и жилищной политики г. Москвы 22.02.2000 г. заключен соответствующий договор социального найма. Согласно данному договору указанная жилая площадь предоставлена Веселкову О.Ю. и членам его семьи: - супруге фио, детям фио и фио (в настоящее время фио).
Между тем, на момент предоставления вышеуказанной жилой площади фио имел воинское звание - полковник, обязывающее Министерство обороны РФ предоставить ему дополнительную площадь жилого помещения в размере от 15 до 25 кв.м.
Следовательно, обеспечивая в 2000 году фио и членов его семьи жильем, Министерство обороны РФ обязано было предоставить ему жилое помещение общей площадью от 87 до 97 квадратных метров (4 чел. х 18 кв.м. + (от 15 до 25 кв.м.)), тогда как в нарушение закона предоставило квартиру меньшего размера (общей площадью 84, 4 кв.м.). Подтверждением указанному также служит сообщение начальника Управления по реализации жилищных программ от 19.04.2007 г, адресованное начальнику Службы расквартирования и обустройства МО РФ, где прямо указано, что семья фио из четырех человек (он, супруга, сын и дочь), проживая в четырехкомнатной квартире 451 общей площадью 84, 4 кв.м, в доме 64 корп. 1 по адрес, не обеспечена в полной мере по социальным нормам.
Таким образом, предоставляя в 2000 году квартиру на адрес, Министерство обороны РФ не исполнило в полном объеме своих жилищных обязательств перед истцом, поскольку указанное жилое помещение не отвечало и не отвечает требованиям статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (как в редакции до 31.12.2013 г, так и в настоящее время).
Между тем, именно указанные обстоятельства послужили в дальнейшем основанием для предоставления истцу другого жилого помещения, расположенного по адресу: адрес общей площадью 138, 7 кв. м, но при обязательном соблюдении условия о сдаче уполномоченным органам ранее предоставленной квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу: адрес.
Тому подтверждением служит письменное сообщение руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ С. Пирогова от 31 октября 2016 г. N 194/1/ОГ-00167/11564, согласно которому, заместителем Министра обороны РФ фио принято решение о включении в установленном порядке фио и членов его семьи в реестр нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания и рассмотрении возможности предоставления жилого помещения по адресу: адрес общей площадью 138, 7 кв. м. при условии сдачи квартиры по адресу: адрес уполномоченным органам Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, предоставлялось Веселкову О.Ю, как очереднику взамен другого жилья, ранее предоставленного и подлежащего сдаче уполномоченным органам Министерства обороны РФ.
Вместе с тем, право собственности Российской Федерации на указанное жилое помещение по адрес зарегистрировано 06 августа 2013 года, т.е. после его предоставления истцу, в связи с чем, соответствующий договор социального найма изначально оформлен не был.
После неоднократных обращений истца в уполномоченные органы Министерства обороны РФ с заявлением об оформлении сложившихся жилищных отношений, 17 сентября 2020 г. издан Приказ директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ N 2091, на основании которого, указанное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны России", о чем 20.11.2020 года произведена соответствующая запись в Едином государственном реестре недвижимости.
Исходя из указанных обстоятельств, считая себя законным владельцем вышеупомянутой квартиры, ФГАУ "Росжилкомплекс" пытается выселить из нее фио, полагая его проживание в ней незаконным.
По мнению истца, вышеприведенный Приказ директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ N 2091 изначально является незаконным, поскольку издан в нарушение норм материального права.
Правительство РФ и уполномоченные им органы не принимали никаких решений о передаче в оперативное управление Министерству обороны РФ либо его учреждениям (ФГКУ "СТУИО" или ФГАУ "Росжилкомплекс") вышеуказанного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Какие-либо доказательства, подтверждающие факт передачи уполномоченным от имени Правительства РФ органом вышеуказанного жилого помещения в оперативное управление ответчиков, не имеется.
Также нет никаких доказательств тому, что указанное жилое помещение в установленном порядке ранее закреплялось на каком-либо вещном праве за Министерством обороны РФ либо за созданными им учреждениями.
По мнению истца, у Министерства обороны РФ и его структурных подразделений (включая Департамент военного имущества) отсутствовали правовые основания для принятия какого-либо решения, в том числе, в форме приказа или распоряжения о передаче вышеуказанного жилого помещения в оперативное управление ответчиков.
Истец полагает, что у директора Департамента военного имущества Минобороны России, и у Директора имущественных отношений Министерства обороны РФ не имелось никаких правовых оснований издавать приказы о закреплении вышеуказанного жилого помещения за кем-либо на каком-либо вещном праве.
С учетом вышеизложенного, истец просил суд признать незаконным Приказ директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ от 17 сентября 2020 г. N 2091 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ.
Истец Веселков О.Ю. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Ответчик Министерство обороны РФ явку своего представителя не обеспечило, извещено судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, возражений на иск не представило.
Ответчик ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России явку своего представителя в суд не обеспечило, извещено судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, представило письменные возражения на иск, согласно которым просит в исковых требованиях отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.
Третьи лица Управление Росреестра по Москве, ЦЖКУ в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Веселков О. Ю. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии по гражданским делам представитель ответчика ФГАУ "Росжилкомплекс" по доверенности фио явился, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Истец Веселков О. Ю, представитель истца по доверенности Молодых А. В. не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, извещались надлежащим образом судебной повесткой, повестка возвращена в связи с истечением срока хранения.
Представитель третьего лица ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ не явилась, подала ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, в удовлетворении апелляционной жалобы истца фио просила отказать.
Представитель третьего лица ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как следует из п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке сторон. Выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановленное судом решение является законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что Веселков О.Ю. проходил военную службу по контракту, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и 25.06.1994 г. поставлен на соответствующий учет.
22.02.2000 года истцу было предоставлено жилое помещение общей площадью 84 кв.м, расположенное по адресу: адрес, на основании договора социального найма. Согласно данному договору, указанная жилая площадь предоставлена Веселкову О.Ю. и членам его семьи: - супруге фио, детям фио и фио (в настоящее время фио).
В дальнейшем, истцу было предоставлено другое жилое помещение, расположенное по адресу: адрес общей площадью 138, 7 кв. м, при условии сдачи квартиры по адресу: адрес уполномоченным органам Министерства обороны Российской Федерации.
Далее из материалов дела следует, что 17 сентября 2020 г. был издан Приказ директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ N 2091, на основании которого, указанное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны России", о чем 20.11.2020 года произведена соответствующая запись в Едином государственном реестре недвижимости.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что доводы истца об отсутствии у Министра обороны Российской Федерации и у директора Департамента военного имущества Министерства отсутствовало права на распоряжение имуществом, собственником которого является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ не основаны на положениях действующего законодательства РФ.
Во исполнение решения Министра обороны Российской Федерации от 18.12.2019 NН-50463нс о переходе к единой (централизованной) системе управления и распоряжения жилищным фондом, а также приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2020 N175 "О создании федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ "Росжилкомплекс") была организована работа по принятию на праве оперативного управления ФГАУ "Росжилкомплекс" жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и общежитиях, подведомственных Вооружённым Силам Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2020 N742 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ "Росжилкомплекс") определено специализированной организацией Министерства обороны, осуществляющей полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и роли в обществе.
На основании изложенного, ФГАУ "Росжилкомплекс", как уполномоченный орган, на балансе которого состоит жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, вправе осуществлять защиту прав и законных интересов по вопросу управления вверенного ему недвижимого имущества, в том числе, организовывать мероприятия по выселению и прекращению правом пользования жилым помещением незаконно проживающих граждан в жилищном фонде Минобороны России.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения установлено, что Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Согласно п. п. 68 п. 7 Положения Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно- строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.
Согласно подп. 71 п. 7 Положения Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжением свои имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.09.2020 N444 утверждено Положение о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (далее - Положение о ДВИ МО РФ).
Пунктом 2 Положения о ДВИ МО РФ установлено, что Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации предназначен для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил.
В силу п.8 Положения о ДВИ МО РФ Департамент осуществляет мероприятия по закреплению имущества Вооруженных Сил на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями, а также дает задания по его использованию; осуществляет мероприятия по прекращению права оперативного управления или хозяйственного ведения учреждений и предприятий в отношении имущества Вооруженных Сил; осуществляет мероприятия по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет мероприятия по государственной регистрации от имени Российской Федерации прав (перехода прав, прекращения прав), а также сделок в отношении имущества Вооруженных Сил в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и др.
Пунктом 12 Положения о ДВИ МО РФ определены полномочия директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации. Директор Департамента издает распорядительные акты по вопросам: закрепления имущества Вооруженных Сил на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями; прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения учреждений и предприятий в отношении имущества Вооруженных Сил.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, гражданин вправе обратиться непосредственно к должностному лицу, в том числе по вопросам, связанным с принятием оспариваемого Приказа.
С учетом вышеизложенных положений законодательства суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что приказ директора Департамента военного имущества Министерства обороны от 17 сентября 2020 года является законным и оснований для его признания незаконным не усматривает.
Доводы жалобы фио относительно незаконности Приказа Департамента Военного имущества Министерства обороны РФ от 17.09.2020 г. N 2091 были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. Оснований к иной оценке у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, решением Савеловского районного суда г.Москвы от 02 февраля 2022 года удовлетворены частично исковые требования ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, Веселков О.Ю. выселен из жилого помещения, расположенного по адресу: адрес; в удовлетворении встречного иска фио к ФГАУ Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ДЖО Министерства обороны РФ, ДЖО Министерства обороны РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся и отказе в предоставлении жилого помещения, обязании повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ранее распределенного жилого помещения, обязании принять ранее предоставленное жилое помещение отказано.
Указанное решение вступило в законную силу 10 августа 2022 года.
Заявленные в настоящем деле требования фактически сводятся к оспариванию вышеуказанного решения суда.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе истцом, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Веселкова... Молодых фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.