Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мошечкова А.И., судей фио, фио, при помощнике Козаевой И.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционному представлению Московско-Ярославского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры на решение Басманного районного суда адрес от 16 ноября 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Московско-Ярославского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу адрес, адрес ППК" о признании бездействия незаконными, обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на объектах железнодорожной инфраструктуры отказать",
УСТАНОВИЛА:
Московско-Ярославский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО "РЖД", адрес ППК" о признании бездействия незаконными, обязании устранить нарушения требований законодательства о безопасности движения на объектах железнодорожной инфраструктуры.
В обосновании заявленных требований истец указал, что в результате проведенной проверки было установлено, что на адрес сход N 4 по ширине составляет 192 см, что не соответствует п. 13.2.13 Свода правил 225.1326000.2014, утвержденного приказом Минтранса России от 02.12.2014 N 331 "Свод правил. Станционные здания и сооружения", а также п.п. 4.3.23-4.3.25 распоряжения ОАО "РЖД" от 01.12.2021 N 2695/р, которыми установлена ширина сходов не менее 2, 5 м, в связи с чем с учетом уточненных исковых требований истец просит признать бездействие ОАО адрес, адрес ППК", выразившееся в невыполнении требований законодательства об обеспечении безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности - на адрес направления МЖД, незаконным; обязать ответчиков в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем приведения схода N 4 платформы N 1 адрес направления МЖД в соответствие с п. 13.2.13 Свода правил 225.1326000.2014, утвержденного приказом Минтранса России от 02.12.2014 N 331 "Свод правил. Станционные здания и сооружения", п.п. 4.3.23-4.3.25 распоряжения ОАО "РЖД" от 01.12.2021 N 2695/р.
Представитель истца фио в судебное заседание явилась, исковое заявление поддержала в полном объеме, с учетом поданного уточненного искового заявления.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" фио, представитель ответчика адрес ППК" фио в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, требования не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционного представления просит прокурор, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав представителя истца -помощника прокурора фио, представителя ответчика ОАО "РЖД" фио, представителя ответчика адрес ППК" фио, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в 2019 году на адрес демонтированы 2 торцевых лестничных схода с платформ N 1 и N 2 (со стороны Москвы), поскольку они попадали в зону строительства III и IV главных путей на адрес - Лобня по 15 этапу и удлинению водопропускной трубы по 5 этапу в рамках реализации проекта "Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на адрес - Лобня (МЦД-1)". Проектной документацией по реконструкции водопропускной трубы восстановление сходов не предусмотрено.
12.08.2021 года заместителем Московско-Ярославского транспортного прокурора принято решение N 89 и N 90 о проведении в отношении ОАО "РЖД" и адрес ППК" проверки на предмет соблюдения требований законодательства при содержании транспортной инфраструктуры на адрес направления МЖД.
В ходе проверки с выходом на место при участии представителей адрес ППК" и Московской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" установлено, что платформы N 1 и N 2 о. адрес являются высокими боковыми, длиной 254 м каждая, ширина- 4м.
На платформе N 1 имеются 2 действующих схода (NN 3, 4), а также 1 - недействующий (торцевой, со стороны Москвы, частично демонтирован). Сход N 4 расположен в полевую сторону, по ширине составляет 192 см, выполнен из металла, плиточное покрытие отсутствует. Сход N 3 по ширине составляет 234 см, выполнен из металла, имеет плиточное покрытие, является торцевым, примыкает к накопительной площадке пешеходного перехода через железнодорожные пути.
На платформе N 2 имеются 2 действующих схода (NN 1, 3), а также 1 - недействующий (торцевой, со стороны Москвы, частично демонтирован). Сход N 1 расположен в полевую сторону, по ширине составляет 215 см, выполнен из металла, имеет плиточное покрытие. Сход N 3 по ширине составляет 250 см, выполнен из металла, имеет плиточное покрытие, является торцевым, примыкает к накопительной площадке пешеходного перехода через железнодорожные пути.
Обе платформы находятся на насыпи, с каждой платформы имеется лишь по одному сходу в качестве входа на территорию города.
Согласно п.13.2.13 Свода правил 225.1326000.2014, утвержденного приказом Минтранса России от 02.12.2014 N 331 (далее - СП 225.1326000.2014), выходы с высоких боковых платформ следует проектировать в полевую сторону. Сходы в полевую сторону у боковых платформ при интенсивном пассажиропотоке следует проектировать через каждые 50 м, в иных случаях - через каждые 100 адрес между сходами в полевую сторону следует устанавливать в задании на проектирование. Ширину сходов принимают равной половине ширины платформы, но не менее 2, 5 м.
Данный свод правил распространяется на проектирование, строительство и реконструкцию станционных зданий, сооружений и транспорте при скоростях движения пассажирских поездов до 200 км/ч включительно, на все железнодорожные пути общего пользования, а также пути необщего пользования, на которых предусмотрен пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки.
Свод правил не распространяется на: здания и сооружения для производства и хранения взрывчатых веществ (ВВ), средств инициирования ВВ; здания, сооружения и устройства технологического железнодорожного транспорта организаций; на существующие здания, сооружения и устройства инфраструктуры железнодорожного транспорта, если данные объекты не являются неотъемлемой частью реконструируемого объекта капитального строительства, и технические параметры этих объектов соответствуют требованиям действующих норм, регламентирующих условия их безопасной эксплуатации.
Аналогичные требования к платформам и сходам с них установлены распоряжением ОАО "РЖД" от 24.12.2010 N сумма "О вводе в действие "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан" и распоряжением ОАО "РЖД" от 04.06.2013 N сумма "Об утверждении Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях".
В рамках утвержденной ОАО "РЖД" и адрес ППК" Инвестиционной программы, адрес ППК" в период 2017-2018 гг. на о. адрес выполнялись работы по оборудованию указанного остановочного пункта пандусами для маломобильных групп населения (далее - ММГН) на платформах N 1 и N 2.
Работы по обустройству пандусов проводились силами подрядной организации в рамках договора от 19.09.2017 N 125/08/17, заключенного между адрес ППК" и ООО ИСК "Прогресс". Предметом договора определено, что Заказчик (адрес ППК") поручает, а Подрядчик (ООО ИСК "Прогресс") принимает на себя обязательство по выполнению строительно-монтажных работ по устройству пандусов для ММГН на пассажирских платформах N 1, N 2 на о. адрес, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их стоимость по договору. Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, СНиП, ГОСТ, технических регламентов, нормативно-технической документации и на условиях, определенных настоящим договором.
Силами подрядной организации ООО ИСК "Прогресс" предусмотрено проведение строительно-монтажных работ по обустройству не только непосредственно пандусов для ММГН (маломобильные группы населения), но и лестничного схода с платформы N 1 о. адрес (сход N 4 с платформы N 1).
При рассмотрении проектной документации выявлено, что в альбоме "Конструкции металлические 16-02-17/1901-КМ" "Доступ маломобильных групп населения к пригородной инфраструктуре на о. адрес направления МЖД филиала ОАО "РЖД" проектная ширина пешеходного схода с платформы N 1 составляет 2000 см.
Объект принят адрес ППК" без замечаний и передан на баланс ОАО "РЖД".
По результатам проверки Московско-Ярославской транспортной прокуратурой 20.08.2021 вынесены представления начальнику Московской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения "Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" и генеральному директору адрес ППК".
Согласно п. 4.1.12. Свода Правил 59.13330.2012 "Доступности зданий и сооружений для маломобильных групп граждан" ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1, 35м. для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0, 35 до 0, 4 м, высоту подступенка - от 0, 12 до 0, 15м. все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%.
В силу п.п. 4.3.23-4.3.25 Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" 01.12.2021г. N 2695/р выходы с высоких береговых платформ должны быть расположены, как правило, в полевую сторону. Сходы в полевую сторону у боковых платформ следует проектировать для ТПУ сформированных на базе остановочных пунктов А и В через каждые 50 м, а в остальных случаях - через 100 адрес сходов с высоких береговых платформ должна соответствовать половине ширины платформы, но быть не менее 2, 5 м.
Проектно-изыскательские работы по объекту "Организация доступа ММГН на пассажирские платформы N1, N2 на о. адрес направления адрес выполнялись в соответствии с Поручением Вице-президента ОАО "РЖД" фио Ж1-ГЖ-25 от 22.08.2016 в связи с обращением граждан городского адрес к Губернатору адрес фио по вопросу обеспечения безопасного доступа пассажиров из числа маломобильных групп населения на пассажирские платформы о. адрес.
При выполнении проектно-изыскательских работ, а также при защите проектных решений в ведомственной экспертизе ДКСС ОАО "РЖД" и согласовании данных решений в адрес - филиала ОАО "РЖД", проектная организация руководствовалась требованиями, действовавшими на момент производства работ, а именно СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Подрядная организация ООО ИСК "Прогресс" при проведении строительно-монтажных работ по возведению схода и лестниц, руководствовалось требованиями рабочей документацией, выданной со штампом "в производство работ".
Указанные выше работы проводились по титулу "Техническое перевооружение", в свою очередь, требования СП 225.1326000.2014 и Распоряжения ОАО "РЖД" N сумма от 04.06.2013 распространяются на объекты реконструкции (модернизации) или нового строительства.
В соответствии с п. 4.1.12. СП 59.13330.2012 ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1, 35 м. для открытых лестниц.
В связи с этим, ширина схода N 4 с пассажирской платформы соответствует установленным требованиям, так как составляет 192 см, при норме, установленной СП 59.13330.2012 - 1, 35 м.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушений со стороны ответчика не допущено, работы для безопасного и комфортного пользования пассажирами объектами железнодорожного транспорта по обустройству пандусов на платформе N 1 о.п. "Хлебниково" адрес выполнялись в строгом соответствии рабочей документации требованиям СП 59.13330.2012, действующим в период проведения работ, следовательно, невозможно признать незаконным бездействие ответчиков по несоблюдению требований безопасности движения на объектах железнодорожной инфраструктуры, выразившееся в невыполнении требований законодательства об обеспечении безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности - на адрес направления МЖД.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционного представления о том, что суд при принятии решения пришел к неверному выводу о соответствии ширины схода N4 с пассажирской платформы установленным требованиям, неверно истолковал и разграничил нормы закона при обустройстве объектов различной категории, не указал доказательства, подтверждающие право пользования сходом N4 только определенной категорией граждан (ММГН), судебной коллегией отклоняются, поскольку выводы суда о проведении работ по организации доступа ММГН на пассажирские платформы и соответствии схода N 4 установленным требованиям, действующим в период проведения работ, подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая данные заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Остальные доводы апелляционного представления не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.