Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В., и судей Заскалько О.В., Жолудовой Т.В., при ведении протокола помощником судьи Колесниковой Е.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Филиала N 2 ОСФР по г. Москве и адрес на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 5 июля 2023 года по иску Матвеенко ... к Филиалу N 2 Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования по Москве и адрес о признании незаконным решения, назначении пенсии, которым постановлено:
Исковые требования Матвеенко Н.И. к Филиалу N 2 Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования по г. Москве и адрес о признании незаконным решения, назначении пенсии - удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 08.11.2022г.
Обязать Филиал N 2 Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования по г. Москве и адрес назначить Матвеенко... пенсию с 24.10.2022г.;
УСТАНОВИЛА:
Матвеенко Н.И. обратилась в суд с иском к ответчику Филиалу N 2 Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования по г. Москве и адрес и с учетом уточненных требований (л.д. 46-48) просила признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от... ГУ-Главного управления ПФР N2 по г. Москве и адрес в соответствии с пп.10 п.1 ст. 10 Федерального закона N166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", Законом РФ от 15 мая 1991 года "1244-l "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и обязать ответчика установить пенсию с даты обращения, то есть с 24.10.2022г.
В обоснование иска истец Матвеенко Н.И. указала, что 08.05.2013г. ей выдано удостоверение серия... Наро-Фоминским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения адрес, согласно которому Матвеенко Н.И. установлен статус добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение из населенного пункта адрес, где проживала в период с 26 апреля 1986 года по 22 февраля 1990 года, подвергаясь радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Отказ ответчика в назначении пенсии является незаконным, ее права нарушены, в связи с чем истец обратилась с данным иском в суд.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права.
4 апреля 2023 года протокольным определением суда первой инстанции в связи реорганизацией ответчика произведена замена стороны ответчика с ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и адрес на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и адрес.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Матвеенко Н.И, представителя истца Архипова И.С, возражавших против доводов апелляционной жалобы и просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 24.10.2022г. Матвеенко Нина Иосифовна, паспортные данные, обратилась в ГУ-Главное управление ПФР N2 по г. Москве и адрес с заявлением... об установлении пенсии в соответствии с пп.10 п.1 ст. 10 Федерального закона N166-ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-l "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и адрес от 08.11.2021 Матвеенко Н.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права.
Решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии мотивировано тем, что не представлены документы, подтверждающие проживание в зоне радиоактивного загрязнения (регистрация по месту жительства или месту пребывания расположенной в зоне радиоактивного загрязнения), также отсутствует документальное подтверждение, что данный населенный пункт (адрес).
С заявлением о назначении пенсии истцом было представлено удостоверение... от 08.05.2013, выданное Наро-Фоминским Управлением социальной защиты населения, выданное Матвеенко.., как выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение, проживавшей в адрес, с 26.04.1986г. по 22.02.1990г.
Согласно справке N... (л.д. 19-20) с переводом с украинского на русский язык, выданной Администрацией адрес, Матвеенко Н.И. проживала на территории зоны безусловного (обязательного) и гарантированного добровольного отселения на день аварии или по состоянию на 01.01.1993г. не менее двух лет, а на территории гарантированного добровольного отселения - не менее трех лет в адрес с рождения...
Разрешая спор, приходя к выводу об удовлетворении иска Матвеенко Н.И, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 7, 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" исходил из того, что подтвержден факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, что следует из свидетельства о рождении, а также удостоверения серии.., согласно которому Матвеенко Н.И. проживала в юридически значимый период от даты катастрофы и добровольно выехала из зоны с правом на отселение, из населенного пункта адрес, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину 2 года и на 1 год за каждые последующие три года проживания на зараженной территории, то есть с возраста 52 года.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 г. N 106 г. адрес отнесен к зоне усиленного радиоэкологического контроля, что соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на пенсию по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В разделе IV Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определилособенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Согласно ст. 13 данного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (ст. 33).
Согласно примечанию к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Вышеназванные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста. Данные нормы правильно применены судом первой инстанции.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они обоснованы, соответствуют приведенным положениям закона, подлежащим применению к спорным правоотношениям, подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии о старости и об отсутствии надлежащего подтверждения факта проживания на загрязненной территории с правом на отселение, по сути, повторяют позицию, изложенную им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, не являются основанием для отмены решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации. Суд первой инстанции исследовал и обоснованно признал в качестве надлежащих доказательства проживания истца на территории, подвергшейся воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС с правом на отселение (л.д. 11, л.д. 19-21, л.д. 49), опровергающие доводы ответчика об отсутствии надлежащим образом оформленных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 5 июля 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.