Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 27 июля 2009 г. N А62-2198/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Е.М.В. - представителя, дов. 13 от 23.07 2009, пост.; от налогового органа - не явились о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Промышленному району г. Смоленска на решение от 21.05.2009 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-2198/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Н" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Смоленска (далее - Инспекция, налоговый орган) о привлечении к административной ответственности от 27.04.2009 N 56-Ю.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.05.2009 заявленные требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялась.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.04.2009 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
По результатам проверки составлен акт от 17.04.2009 и протокол от 20.04.2009 об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
Постановлением 27.04.2009 N 56-Ю юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб.
Основанием послужило не применение контрольно-кассовой техники при расчете с заказчиком С.Н.А. за оказанную услугу по зауживанию брюк. При этом был выдан бланк строгой отчетности БО-3 серия СО номер 969102 не соответствующий требованиям Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Не согласившись с принятым постановлением налогового органа Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику.
Статьей 14.5 КоАП РФ установлено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих организацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 N 359 утверждено Положение "Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение), которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (п. 2 Положения).
Исходя из требований ст.ст. 26.1, 26.2, 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении наряду с другими предусмотренными сведениями, необходимо подробное описание существа совершенного правонарушения, что связано с определением его юридической квалификации в точном соответствии с нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
В соответствии с п. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из материалов дела, в качестве события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, Обществу вменяется использование бланков строгой отчетности, не соответствующих требованиям Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем судом установлено, что ни акт проверки, ни протокол об административном правонарушении, ни само оспариваемое постановление не содержат данных о том, каких именно реквизитов, установленных п. 3 Положения выданный Обществом бланк строгой отчетности не содержит.
Таким образом, налоговым органом не представлены доказательства, позволяющие установить в действиях Общества состав вмененного правонарушения.
В силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" контрольная закупка допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое уполномоченным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным законом.
Согласно ст. 13 названного Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки сотрудником налогового органа С.Н.А., осуществляющей проверку Общества в соответствии с полученным поручением на проведение проверки, приобретена услуга ателье, в ходе которой и было установлено вмененное заявителю правонарушение.
Проверив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что административным органом в установленном порядке не доказано событие административного правонарушения, в связи с чем привлечение Общества к административной ответственности по результатам проверки, проведенной с нарушением закона, нельзя признать правомерным.
Таким образом, у суда было достаточно оснований для удовлетворения требований Общества и признания незаконным постановления налогового органа от 27.04.2009 N 56-Ю о привлечении к административной ответственности.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 21.05.2009 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-2198/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 июля 2009 г. N А62-2198/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании