Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Грибовой Е.Н, судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н, гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "Экосервис", на решение Симоновского районного суда адрес от 9 февраля 2022 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать деятельность ООО "Экосервис" по обращению с отходами в отсутствие специализированного оборудования, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденной санитарно-защитной зоны, проекта предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществляемую с нарушением лицензионных требований, а также требований ст. 42 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" по адресу: адрес, г. адрес, незаконной.
Обязать ООО "Экосервис" с момента вынесения судебного решения прекратить осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I, II классов опасности по адресу: адрес, г. адрес.
Обязать ООО "Экосервис", Давлетшину Альфию Исламовну в солидарном порядке в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 50:29:0071902:293 и направить его в Министерство экологии и природопользования адрес для проведения государственной экологической экспертизы.
Обязать ООО "Экосервис", Давлетшину Альфию Исламовну в солидарной порядке провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером 50:29:0071902:293 в соответствии с проектом рекультивации земель, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Взыскать с ООО "Экосервис", Давлетшиной Альфии Исламовны в равных долях сумма в качестве возмещения вреда.
Признать недействительными приказ Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу N 1589-Л от 01.08.2018 о предоставлении ООО "Экосервис" (ООО "НОК") лицензии N 077116, приказ о переоформлении лицензии N 2666-Л от 11.12.2018 г, приказы Межрегионального управления Росприроднадзора по адрес и адрес N 3-ЛП от 14.01.2020 г, N 452-ЛП от 29.09.2020 г. о переоформлении лицензии ООО "Экосервис".
Признать недействительной лицензию от 29.09.2020 N (77)-500112-СТОУБ/П, выданную в порядке переоформления Межрегиональным управлением Росприроднадзора по адрес и адрес на основании распоряжения N 452-ЛП от 29.09.2020 г.
Обязать Гаджиева Руслана Нажмудиновича обеспечить доступ ООО "Экосервис" и фио фио с целью осуществления работ по приведению земельного участка с кадастровым номером 50:29:0071902:293 в первоначальное состояние путем проведения его рекультивации в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
Взыскать с ООО "Экосервис" в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма
Взыскать с Давлетшиной Альфии Исламовны в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма",
УСТАНОВИЛА:
Межрайонный природоохранный прокурор адрес фио обратилась в суд с исковыми требованиями о признании деятельности ООО "Экосервис" по обращению с отходами незаконной, обязании прекратить осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I, II классов опасности по адресу: адрес, г. адрес, обязании ООО "Экосервис" и Давлетшиной А.И. в течение 3- месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 50:29:0071902:293 и направить его в Министерство экологии и природопользования адрес для проведения государственной экологической экспертизы, а также провести рекультивацию указанного земельного участка, взыскании в качестве возмещения вреда денежной суммы в размере сумма, признании недействительными приказа Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу N 1589-Л от 01.08.2018 о предоставлении ООО "Экосервис" (ООО "НОК") лицензии N 077116, приказа о переоформлении лицензии N 2666-Л от 11.12.2018 г, приказов Межрегионального управления Росприроднадзора по адрес и адрес N 3-ЛП от 14.01.2020 г, N 452-ЛП от 29.09.2020 г. о переоформлении лицензии ООО "Экосервис", а также лицензии от 29.09.2020 N (77)-500112-СТОУБ/П, выданной в порядке переоформления Межрегиональным управлением Росприроднадзора по адрес и адрес на основании распоряжения N 452-ЛП от 29.09.2020 г, обязании фио обеспечить доступ ООО "Экосервис" и фио фио с целью осуществления работ по приведению земельного участка с кадастровым номером 50:29:0071902:293 в первоначальное состояние путем проведения его рекультивации.
В обоснование заявленных требований истец указал, что межрайонной природоохранной прокуратурой адрес проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении ООО "Экосервис" (ранее - ООО "НОК") деятельности в сфере обращения с отходами по адресу: адрес, г..адрес. Объектам, эксплуатируемым ООО "Экосервис" (ООО - НОК) по указанному адресу: адрес, г..адрес, присвоена I категория негативного воздействия на окружающую среду (значительное негативное воздействие), за номером 46-0177-010217. Министерством экологии и природопользования адрес проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой составлен акт от 20.07.2018 N РВ-860, согласно которому для осуществления деятельности по утилизации и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности ООО "Экосервис" (ООО - НОК) заявлено специализированное оборудование, предназначенное для утилизации и обезвреживания отходов I-IV классов опасности. Однако технические возможности указанных установок по обезвреживанию отходов конкретного класса опасности описаны в заключениях экологических экспертиз, а также в Информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям ИТС 9-2015 "Обезвреживание отходов термическим способом (сжигание отходов)" и не предназначены для обезвреживания отходов I-II классов опасности, содержащихся в перечне лицензии от 01.08.2018 N 077 116, предоставленной ООО "Экосервис". Кроме того, у ООО "Экосервис" в материалах лицензионного дела заявлена специализированная установка СКГО-10-ЭЭТ, которая фактически отсутствует. Факт отсутствия установки СКГО-Ю-ЭЭТ, необходимой для обезвреживания отходов I, П классов опасности подтверждается также актами выездной проверки от 15.11.2019 межрайонной природоохранной прокуратуры адрес.
Таким образом, в ходе прокурорской проверки установлено, что лицензирующий орган при выдаче и переоформлении лицензии ООО "Экосервис" был введен в заблуждение относительно наличия у соискателя лицензии - ООО "Экосервис" специализированного оборудования установки СКГО-Ю-ЭЭТ, предназначенного для обезвреживания отходов I, II классов опасности, в том числе принятых ООО "Экосервис" от сторонних организаций отходов конденсаторов с трихлордифинилом, отходов конденсаторов с пентохлордифинилом, трансформаторов с пентохлордифинилом. Лицензия ООО "Экосервис" (ООО - НОК) от 01.08.2018 N 077 116 предоставлена Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ, подпункта "б" пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, предусматривающих обязательное наличие оборудования (в том числе специального) для осуществления деятельности по обезвреживанию отходов 1, II классов опасности, в связи с чем является недействительной. В ходе проведенной проверки установлено, что принимаемые ООО "Экосервис" от сторонних организаций отходы фактически не обезвреживались, а захоранивались на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293 по адресу: адрес, г..адрес. Были взяты пробы почвы.
Согласно протоколам испытаний ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", экспертному заключению N 22.06.2020 г, подготовленным по итогам проведенной экспертизы отобранных проб, на указанном земельном участке выявлены факты превышения предельно-допустимых показателей загрязняющих веществ, размер причиненного ущерба составил сумма При этом собственником земельного участка является Давлетшина А.И, которой не обеспечен контроль за соблюдением земельного законодательства. ООО "Экосервис" осуществляет деятельность в водоохранной зоне реки Москвы, не оборудованном сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения и истощения. Также в ходе проведенной проверки установлено, что в здании, в котором расположено оборудование, предназначенное для обработки, утилизации, обезвреживанию отходов имеются трубы от оборудования с выходом в окружающую среду. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства "Экосервис" не утверждены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при осуществлении деятельности в области обращения с отходами по адресу: адрес, г..адрес. У ООО "Экосервис" отсутствует проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы при осуществлении деятельности соответствии с законодательством, а также разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. Многочисленные нарушения ответчиком требований действующего законодательства свидетельствуют о чрезвычайной, потенциальной экологической опасности деятельности ООО "Экосервис", о неконтролируемом негативном воздействии на окружающую среду, выявленных фактах причинения вреда окружающей природной среде ввиду фактического невыполнения работ по обезвреживанию отходов, захоронению отходов в почву, угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования, с учётом уточнений, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ООО "Экосервис" в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, извещался судом надлежащим образом.
Представитель Гаджиева Р.Н. в судебном заседании суда первой инстанции решение вопроса оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес в судебном заседании суда первой инстанции не возражал против удовлетворения исковых требований.
Ответчик Давлетшина А.И. в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, извещался судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Межрегионального Управления Росприроднадзора по адрес и адрес в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, извещался судом надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природопользования по адрес - фио в судебном заседании суда первой инстанции не возражал против удовлетворения иска по доводам письменных пояснений.
Третьи лица ООО "Экоэнерготех", Управление Росреестра по адрес в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, извещался судом надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик ООО "Экосервис" по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца фио, представителя Министерств ажилищно-коммунального хозяйства адрес фио, представителя ООО "Экосервис" фио, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене или изменению не имеется.
В силу ст.76 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В частности, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии с ч. 1 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Положениями ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что "вред" представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды. Согласно ст.11 указанного Федерального закона, юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды. В ст.1 указанного Федерального закона раскрыты понятия обращения с отходами, обезвреживания отходов, объектов обезвреживания отходов: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
Пункт 1 ст.13 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны окружающей среды, в том числе, принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Согласно п.1 ст.39 указанного Федерального закона, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. В соответствии с п.1 ст.51 указанного Федерального закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" определено, что нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий.
В силу ст.4 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 года N 1062, утратившим силу с 02.01.2021 года, но действовавшим на момент спорных правоотношений, утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, согласно которому, лицензионными требованиями для работ по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности являются наличие у соискателя лицензии оборудования, в том числе специального, и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих указанным требованиям. В соответствии с п.4 указанного Положения, грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, указанных требований Положения, а также допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности, использование объекта обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с ст. 39 Закона N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия " на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов.
В силу ч. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Межрайонной природоохранной прокуратурой адрес проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении ООО "Экосервис" (ранее - ООО "НОК") деятельности в сфере обращения с отходами по адресу: адрес, г. адрес.
На основании полученной в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу лицензии от 01.08.2018 N 077 116 ООО "Экосервис" имеет право осуществлять деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности, перечень которых определен приложением к лицензии. (т. 1 л.д. 40-112)
В связи с изменением наименования общества, юридического адреса лицензия на данный вид деятельности неоднократно переоформлялась на основании распоряжений лицензирующего органа - Межрегионального управления Росприроднадзора по адрес и адрес приказы N 3-ЛП от 14.01.2020 г, N 452-ЛП от 29.09.2020 г. (т. 1 л.д. 113, 234-235)
Для осуществления лицензируемых видов деятельности ООО "Экосервис" (ООО - НОК) по адресу: адрес, г. адрес, получена лицензия N (77)-500112-СТОУБ/П от 29.09.2020, предоставленная Межрегиональным управлением Росприроднадзора по адрес и адрес на основании приказа от 29.09.2020 N 452-ЛП.
Деятельность в сфере обращения с отходами осуществляется ООО "Экосервис" на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения складов, общей площадью 9 618 кв.м, по адресу: адрес, г. адрес. ООО "Экосервис" арендуется часть нежилого здания по адресу: адрес, г. адрес на основании договора аренды нежилых зданий N 5 от 03.04.2019.
Объектам, эксплуатируемым ООО "Экосервис" по указанному адресу: адрес, г. адрес, присвоена I категория негативного воздействия на окружающую среду (значительное негативное воздействие), за номером 46-0177-010217.
В соответствии с соглашением, заключенным между Росприроднадзором и Правительством адрес, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 N 1646-р, Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу дано поручение (исх. от 27.06.2018 N 15-20/7246, вх. от 03.07.2018 N 24Вх-25635) Министерству Экологии и природопользования адрес о проведении внеплановой выездной лицензионной проверки в отношении соискателя лицензии - ООО "Экосервис" по адресу: адрес.
В рамках изданного распоряжения от 10.07.2018 N РВ-860 Министерством экологии и природопользования адрес проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой составлен акт от 20.07.2018 N РВ-860, согласно которому для осуществления деятельности по утилизации и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности ООО "ЭКОСЕРВИС" заявлено специализированное оборудование, предназначенное для утилизации и обезвреживания отходов I-IV классов опасности: установка Фортан, имеющая положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта технической документации модуля пиролиза Фортан и Фортан-М, утвержденное приказом Росприроднадзора от 17.12.2014 N 811 и предназначенная для обезвреживания отходов III-V классов опасности, установка СКГО-Ю-ЭЭТ, имеющая положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 10.04.2015 N 297, предназначенная для обезвреживания отходов I - III класса опасности галогенорганических и органических веществ без кислотообразующих компонентов, в том числе отходов I класса опасности: трансформаторов, конденсаторов отработанных (в материалах лицензионного дела имеется договор аренды СКГО-Ю-ЭЭТ от 29.08.2016 N 145-01/16, заключенный ООО "ЭКОСЕРВИС" (ООО - НОК) с ООО "Трансформ"); установка УЗГ-1М - установка для утилизации замазученных грунтов буровых и нефтешламов Ш-V классов опасности, имеющая положительное заключение экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 05.11.2014 N 608; инсиниратор серии ЭПС, предназначенный для обезвреживания отходов III-V классов опасности, имеющий положительное заключение Росприроднадзора, утвержденное приказом от 17.08.2016 N 469, установка УРЛ-2М для обезвреживания люминесцентных ламп и ртутьсодержащих отходов, имеющая положительное заключение экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 06.04.2015 N 287, установка КТО-50, предназначенная для термического обезвреживания отходов III-V классов опасности,
имеющая положительное заключение экологической экспертизы от 28.10.2014 N 67. (т. 1 л.д. 249-254)
Согласно подпунктам "в", "г", "д" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются, в том числе для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Технические возможности указанных установок по обезвреживанию отходов конкретного класса опасности описаны в заключениях экологических экспертиз, а также в Информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям ИТС 9-2015 "Обезвреживание отходов термическим (способом (сжигание отходов)" и не предназначены для обезвреживания ряда отходов I-II классов опасности, содержащихся в перечне лицензии от 01.08.2018 N 077 116, предоставленной ООО "Экосервис" (ООО - НОК).
Таким образом, в нарушение требований законодательства о лицензировании, Министерством экологии и природопользования адрес по итогам проведенной выездной лицензионной проверки в отношении соискателя лицензии - ООО "Экосервис" (ООО - НОК) (акт от 13.07.2018 N РВ-860) установлено соответствие лицензионным требованиям заявленного Обществом специализированного оборудования.
Также у ООО "Экосервис" (ООО - НОК) в материалах лицензионного дела заявлена специализированная установка СКГО-10-ЭЭТ компании-производителя ООО "Экоэнерготех".
Согласно заключению государственной экологической экспертизы, утвержденному приказом Росприроднадзора от 10.04.2015 N297 на указанную установку, СКГО-10-ЭЭТ предназначена для обезвреживания отходов I-III класса опасности.
В материалах лицензионного дела имеется договор аренды СКГО-10-ЭЭТ от 29.08.2016 N 145-01/16, заключенный ООО "Экосервис" (ООО - НОК) с ООО "Трансформ".
С учетом заявленной ООО "Экосервис" (ООО - НОК) установки СКГО-10-ЭЭТ в перечень лицензии от 01.08.2018 N077 116, предоставленной соискателю, также включены ряд наименований отходов I-II классов опасности.
Вместе с тем, указанная установка СКГО-10-ЭЭТ ООО "Трансформ", с которым заключен договор аренды оборудования, ООО "Экосервис" (ООО - НОК) не передавалась, что подтверждается актом выездной проверки от 22.10.2019 межрайонной природоохранной прокуратуры адрес, а также сведениями, представленными производителем установки о том, что данное оборудование ООО "Экосервис" (ООО - НОК) не передавалось.
В ходе прокурорской проверки 15.11.2019 также установлено, что в крытом помещении по адресу: адрес, г. адрес, заявленному ООО "Экосервис" как адрес осуществления лицензируемой деятельности, расположена часть оборудования СКГО-10-ЭЭТ, а именно пульт управления, отдаленно напоминающий автоматизированную систему контроля и управления процессом установки СКГО-10-ЭЭТ.
При визуальном осмотре установлено, что на пульте управления отсутствует персональный компьютер, входящий в систему управления, контроллер. Находящееся в помещении емкостное оборудование, а также пульт управления ООО "Экоэнерготех" не производилось для ООО "Экосервис" и не поставлялось. Указанный механический пульт управления не является автоматизированным и не является частью автоматизированной системы контроля управления установки СКГО-10-ЭЭТ, что подтверждается также актом выездной проверки от 15.11.2019 межрайонной природоохранной прокуратуры адрес, а также сведениями, представленными производителем установки о том, что данное оборудование ООО "Экосервис" не передавалось.
Кроме того, указанная установка СКГО-10-ЭЭТ произведена ООО "Экоэнерготех" всего в трех экземплярах, которые расположены на специализированных объектах адрес в адрес на Томском полигоне токсичных отходов, ООО "Инвест-Групп Черноземье" в адрес и ООО "НПО "Прикладной Геоэкологии" в адрес на полигоне "Серебристый", эксплуатирующие организации которых также подтвердили отсутствие факта передачи указанной установки сторонним организациям.
Таким образом, в ходе прокурорской проверки установлено, что лицензирующий орган при выдаче и переоформлении лицензии ООО "Экосервис" (ООО - НОК) был введен в заблуждение относительно наличия у соискателя лицензии специализированного оборудования установки СКГО-10-ЭЭТ, предназначенного для обезвреживания отходов I, II классов опасности, в том числе принятых ООО "Экосервис" от сторонних организаций отходов конденсаторов с трихлордифинипом, отходов конденсаторов с пентохлордифинилом, трансформаторов с пентохлордифинилом.
На момент представления ООО "Экосервис" (ООО - НОК) документации в лицензирующий орган ? Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, приложенной к заявлению о предоставлении лицензии от 08.05.2018 вх. N 41/13515 и необходимой для получения лицензии на обезвреживание отходов I, II классов опасности, ООО "Экосервис" (ООО - НОК) представлены недостоверные сведения о наличии у соискателя лицензии принадлежащей ему на законном основании установки СКГО-10-ЭЭТ.
Поскольку при подаче заявления ООО "Экосервис" (ООО - НОК) представило недостоверные сведения о наличии у него специализированного оборудования, необходимого для обезвреживания отходов I, II классов опасности, в том числе отходов конденсаторов с трихлордифинилом, отходов конденсаторов с пентохлордифинилом, трансформаторов с пентохлордифинилом, в выдаче лицензии на указанные виды деятельности лицензирующим органом должно было быть отказано.
При таких обстоятельствах, лицензия ООО "Экосервис" (ООО - НОК) от 01.08.2018 N077 116, выданная Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ, подпункта "б" пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, предусматривающих обязательное наличие оборудования (в том числе специального) для осуществления деятельности по обезвреживанию отходов I, II классов опасности, а также выданные при переоформлении лицензии от 11.12.2018 N077208, от 14.01.2020 N077 208, от 29.09.2020 N (77)-500112-СТОУБ/П являются недействительными.
Из представленных контрагентами ООО "Экосервис" договоров и актов выполненных работ - ОАО "МРСК Урала", адрес химический комбинат", адрес Африкантов", ООО "Экосервис" в 2019 году обезврежено на специализированном оборудовании предприятия конденсаторов с трихлордифенилом в объеме 214, 26 тонны, транформаторов с пентахлордифенилом - 91, 81 тонны, что не соответствует фактическим обстоятельствам ввиду отсутствия у ответчика необходимого для обезвреживания указанных чрезвычайно опасных отходов оборудования, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде.
По данному факту ГСУ ГУ МВД России по адрес 10.08.2020 возбуждено уголовное дело N 12001460225000124 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Также не содержится информации об объемах золы, образующейся от высокотемпературного термического обезвреживания отходов на установке типа КТО, Фортан-М, отходов металлолома (корпуса отработанных трансформаторов, конденсаторов), шлама образующихся при обезвреживании отработанных трансформаторов, конденсаторов с указанием последующей утилизацией указанных отходов в сведениях по форме N 2-ТП (отходы), представленных ООО "ЭКОСЕРВИС" за 2019 г, что также свидетельствует о том, что отходы Обществом фактически не обезвреживались.
В ходе прокурорской проверки установлено, что принимаемые ООО "Экосервис" от сторонних организаций отходы фактически не обезвреживались, а захоранивались на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293 по адресу: адрес, г. адрес.
На момент проведения прокурорской проверки 20.05.2020 установлено, что в здании, где ранее располагалось специализированное оборудование ООО "Экосервис", находятся емкости с неизвестным жидким содержимым в количестве не менее 300 единиц, часть из которых повреждены и из них высачивается жидкость неизвестного происхождения с резким химическим запахом непосредственно на бетонированный пол и далее поступает самотеком на прилегающую к зданию территорию, в почву. Площадь разливов жидкости неизвестного происхождения на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293 составляет примерно 3 000 кв.м.
При визуальном обследовании земельного участка с кадастровым номером 50:29:0071902:293 выявлены множественные точечные разливы жидкости неизвестного происхождения непосредственно на почву.
Установлено, что от здания организована дренажная система посредством отвода стоков через трубу в грунт, которая, как установлено при выемке грунта на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293, соединялась с закопанной под землей гофрированной трубой, через которую осуществлялся слив жидкости неизвестного происхождения из здания в почву.
С целью проведения отбора проб почвы с использованием специализированной техники - экскаватора-погрузчика КОМАТ SU была произведена выемка грунта на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293 на глубину от 1, 5-3 м. В местах выемки грунта почва имела темный оттенок, ощущался резкий химический запах.
При выемке грунта в одной из точек отбора проб установлено, что под землей оборудована асбестовая труба диаметром 150 мм, посредством которой производился отток жидкости неизвестного происхождения из производственного помещения здания, а также различные части волокнистого кабеля.
В местах выемки грунтов на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293 специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" произведен отбор проб почвы для последующей экспертизы.
Согласно протоколам испытаний ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", экспертному заключению от 22.06.2020, подготовленным по итогам проведенной экспертизы отобранных проб, в отобранных пробах почвы на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293 выявлены факты превышения предельно-допустимых показателей следующих загрязняющих веществ: нефтепродукты, железо, кадмий, марганец, медь, никель, свинец, хром, цинк, азот ипритный, АПАВ, серы, фенол, формальдегид, хлорид-ион, пробы оказывают токсическое и острое токсическое действие.
По данному факту 24.11.2020 СО по адрес следственного управления Следственного Комитета РФ по адрес возбуждено уголовное дело N 12002460022000077 по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ.
Таким образом, при проведении проверки установлено, что ООО "Экосервис" нарушены требования законодательства при обращении с принимаемыми отходами в связи с чем допущена порча земель на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293 по адресу: адрес, г. адрес.
Также при проведении проверки 15.11.2019 по адресу: адрес, г. адрес установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293 непосредственно на почве в водоохранной зоне реки Москва в необорудованных местах складированы принимаемые ООО "Экосервис" отходы производства и потребления: отходы древесины, отходы бытовой техники, емкости отработанные, отходы металлолома, строительные отходы, а также специализированное проржавевшее и разобранное оборудование на площади примерно 5x15 кв.м и высотой примерно 2 м.
Места временного накопления отходов, образующихся в процессе обезвреживания отходов (отходы золы, шлака, шлама) на производственной адрес "Экосервис", не оборудованы.
адрес с кадастровым номером 50:29:0071902:293, на котором "Экосервис" ведет деятельность по обращению с отходами, расположен на расстоянии примерно 60 метров от уреза воды реки Москва и находится в водоохранной зоне реки Москва, которая согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации составляет 200 м.
В силу положений ст. 65 Водного кодекса адрес, примыкающие к береговой линии рек, являются водоохранными зонами, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО "Экосервис" осуществляет хозяйственную деятельность в водоохранной зоне реки Москва на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293, не оборудованном сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения вод и истощения вод, а также при наличии фактов нецелевого использования ООО "Экосервис" земельного участка с кадастровым номером 50:29:0071902:293, отнесенного к категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - под склады.
В государственном реестре содержатся сведения о наличии стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, наименованиях и массе выброса, осуществляемых ООО "Экосервис" при эксплуатации объекта по обезвреживанию, утилизации, обработке отходов по адресу: адрес, г. адрес.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении ООО "Экосервис" деятельности по обращению с отходами по адресу: адрес, г. адрес атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества: формальдегид, бензапирен, серы диоксид, азота оксид, углерода оксид, взвешенные вещества, азота диоксид.
Также в ходе проверки 15.11.2019 по адресу: адрес, г. адрес, на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293 установлено, что в здании, в котором расположено оборудование, предназначенное для обработки, утилизации, обезвреживанию отходов имеются трубы от оборудования с выходом в окружающую среду, которые являются стационарными источниками выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, водоотведение хозяйственно-бытовых сточных вод со зданий, расположенных на указанном участке, осуществляется в подземный накопитель, оборудованный организованной трубой, из которой происходит выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
При проведении проверки 21.11.2019 специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ По ЦФО" (аттестат аккредитации RA.RU 22ЭК 35) произведен отбор проб атмосферного воздуха с целью определения факта выброса вредных (загрязняющих) веществ.
Согласно протоколу исследований от 22.11.2019 N 628/1 ПВ атмосферного воздуха зафиксирован факт выброса сероводорода, аммиака, ангидрида сернистого, углерода оксида от колодца с хозяйственно-фекальными стоками от подземного накопителя хозяйственно-бытовых стоков.
Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО "Экосервис" не утверждены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при осуществлении деятельности в области обращения с отходами по адресу: адрес, г. адрес.
В ходе проведенной проверки также установлено, что у ООО "Экосервис" отсутствует проект санитарно-защитной зоны и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны при осуществлении деятельности по обращению с отходами по адресу: адрес, г. адрес.
В силу частей 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В нарушение изложенного, разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух у ООО "Экосервис" отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Однако ООО "Экосервис" не обеспечило выполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, а также направлению указанного проекта на утверждение в уполномоченный орган (Министерство экологии и природопользования адрес).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером 50:29:0071902:293 по адресу: адрес, г. адрес, является Давлетшина А.И, которой не обеспечен контроль за соблюдением земельного законодательства.
Осуществляя права собственника земельного участка разумно и с необходимой осмотрительностью, Давлетшина А.И. не могла не знать, что земельный участок самовольно используется ООО "Экосервис" с нарушениями земельного законодательства, тем не менее не предпринимала никаких мер к пресечению незаконной деятельности Общества.
Согласно произведенного ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" расчету ущерба от 22.06.2020 г, причиненного почвам на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071902:293 в результате нарушения требований законодательства при обращении с отходами, размер вреда составил сумма
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку деятельность ООО "Экосервис" по обращению с отходами, в том числе I, II класса опасности, осуществляемая на земельном участке, не предназначенном для указанных целей, в водоохранной зоне реки Москва, в отсутствие специализированного оборудования, сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения и истощения вод, разработанного и утвержденного проекта предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, проекта санитарно-защитной зоны, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, является незаконной, может привести к значительному ущербу окружающей среде и нарушению прав на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц. Многочисленные нарушения ответчиком требований действующего законодательства свидетельствуют о чрезвычайной, потенциальной экологической опасности деятельности ООО "Экосервис", о неконтролируемом негативном воздействии на окружающую среду, выявленных фактах причинения вреда окружающей природной среде ввиду фактического невыполнения работ по обезвреживанию отходов, захоронению отходов в почву, угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.
На основании ст.ст. 103 ГПК РФ суд взыскал с ответчиков в доход бюджета адрес государственную пошлину пропорционально удовлетворенным исковым требованиям: с ООО "Экосервис" - в размере сумма, с Давлетшиной А.И. - в размере сумма
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, касаются обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, были предметом подробного изучения суда первой инстанции, и фактически направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств.
Судебная коллегия считает, что судом юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, изложенные в решении выводы соответствуют собранным по делу доказательствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения судом применены правильно, положения ст. 198 ГПК РФ при принятии решения соблюдены, доводам сторон и представленным доказательствам в решении дана оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда адрес от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО "Экосервис" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.