Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 июля 2009 г. N А62-6764/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "Б" - Х.А.И. - представителя, дов. от 14.07.2009 б/н; С.З.Д. - и.о. директора, протокол N 1 от 28.01.2009, от налогового органа - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.03.2009 по делу N А62-6764/2008, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Б" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Смоленска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 01.10.2008 N 11/214.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 02.03.2009 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшийся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит его отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов (сборов) за период с 06.12.2005 по 30.09.2007, по результатам которой составлен акт от 25.08.2008 N 11/82 и вынесено решение от 01.10.2008 N 11/214.
Названным решением ООО "Б" привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неполное перечисление НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 42358 руб.
Кроме того, Обществу начислены пени по НДФЛ за 2006-2007 г.г. в сумме 41489 руб. и предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в сумме 211791 руб., в том числе за 2006 год - 69530 руб., за 2007 год - 142261 руб.
Основанием для указанных начислений НДФЛ послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом налоговой ставки в размере 13% в отношении доходов гражданина Республики Беларусь Ш.А.С. По мнению налогового органа, Общество должно было применить в отношении доходов указанного лица налоговую ставку 30 %.
Полагая, что решение налогового органа от 01.10.2008 N 11/214 не соответствует требованиям законодательства РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 224 НК РФ установлены налоговые ставки для исчисления НДФЛ в размере 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей, и в размере 30% - в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации признавались физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Однако п. 1 ст. 21 Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 предусмотрено, что граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане Российской Федерации в сходных обстоятельствах.
Данное Соглашение обоснованно применено судом при рассмотрении настоящего дела в соответствии со ст. 7 НК РФ.
Министерство финансов РФ в Письме от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь" разъяснило, что в связи с проводимой работой по унификации налогового законодательства в рамках Союзного государства, в целях избежания указанной выше дискриминации, а также с учетом проведенных переговоров с Белорусской Стороной Министерство финансов Российской Федерации, действуя как компетентный орган в соответствии с положениями подпункта i) и) пункта 1 статьи 3 Соглашения, просит направить территориальным налоговым органам указание о применении ставки налога на доходы от работы по найму в размере 13 % для граждан Республики Беларусь - потенциальных налоговых резидентов Российской Федерации (с учетом сроков заключаемых с такими гражданами трудовых договоров) с первого дня их пребывания на территории Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба России в Письме от 26.10.2005 N ВЕ-6-26/902@ "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь" также указала, что физические лица - граждане РБ рассматриваются в качестве налоговых резидентов РФ с даты вступления в силу трудового договора, заключаемого ими с работодателями в случае, если указанным трудовым договором предусматривается выполнение работы на территории РФ не менее чем в течение 183 дней в соответствующем календарном году.
Если в течение одного налогового периода граждане РБ заключают несколько трудовых договоров в РФ, длительность работы по которым в отдельности составляет менее 183 дней в календарном году, они рассматриваются в качестве налоговых резидентов РФ с даты вступления в силу первого трудового договора, по которому длительность работы в РФ, с учетом работы по предыдущему трудовому договору, составит не менее любых 183 дней в календарном году.
Документально подтвержденное время нахождения граждан РБ в РФ до заключения трудового договора (договоров) соответственно уменьшает требование к длительности их работы в РФ, предусмотренной трудовым договором, для целей признания налоговыми резидентами РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что тпротоколом общего собрания учредителей ООО "Б" от 18.11.2005 N 1 директором Общества назначен Ш.А.С. (гражданин РБ), с которым заключен трудовой контракт сроком на три года с 01.12.2005 по 30.11.2008.
Из указанного контракта следует, что директор является единоличным исполнительным органом Общества, он руководит текущей деятельностью Общества и решает все вопросы, которые не отнесены Уставом и Законом к компетенции общего собрания Участников Общества.
Протоколом внеочередного общего собрания участников ООО "Б" от 31.10.2008 N 1 директору Общества Ш.А.С. продлен срок действия контракта до 31.01.2009 включительно.
Табелями учета рабочего времени, а также карточками счета 51 подтверждается, что директор Общества Ш.А.С. в проверяемом периоде руководил текущей деятельностью предприятия, ежедневно подписывал платежные документы на перечисление налогов, расчетов за отгруженный товар через банк.
Таким образом, как обоснованно указал суд, трудовой контракт с директором Общества Ш.А.С. является долгосрочным, заключенным на срок более 183 дней, и в проверяемом периоде не расторгался, вследствие чего гражданин РБ Ш.А.С. является налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с чем Общество обоснованно применило в отношении его доходов налоговую ставку по НДФЛ в размере 13%.
При этом, суд правомерно отклонил довод Инспекции о не постановке Ш.А.С. на миграционный учет, поскольку Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ не относится к законодательству РФ о налогах и сборах.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Общества.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку они повторяют позицию налогового органа по делу, не опровергают вывод суда, а, по существу, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 02.03.2009 по делу N А62-6764/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Смоленска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 июля 2009 г. N А62-6764/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании