Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 июля 2009 г. N А35-6487/08-С18
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А35-6487/08-С18, установил:
Курчатовская городская Дума (далее - Дума) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Управление, УФАС) от 11.09.2008 N 02/08-38-2008, в соответствии с которым Управление признало Думу нарушившей Федеральный закон "О защите конкуренции" при утверждении решением Курчатовской городской Думы от 28.05.2008 N 25 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, или земельных участков, расположенных в границах города Курчатова, государственная собственность на которые не разграничена, отдельные пункты которого об установлении коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования (торговля) в зависимости от вида объекта создают неравные условия деятельности хозяйствующих субъектов и могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Решением суда от 02.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда от 02.02.2009 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 28.05.2008 Думой было принято решение N 25, которым утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова, или земельных участков расположенных в границах города Курчатова, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пунктам 2, 3 Положения, арендная плата рассчитывается с применением коэффициентов Кви (коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельного участка) и Ка (коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка).
В пункте 5 Приложения к Положению установлены коэффициенты дифференциации (Ка): на земельные учстки под магазинами, рынками, - в размере 1,4; на земельные участки, занятые объектами мелкорозничной торговли: павильоны, киоски, лотки, - в размере 1,6.
Решением Управления от 11.09.2008 Дума признана нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части совершения действий, выразившихся в утверждении решением Думы от 28.05.2008 N 25 Положения "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Курчатова или земельных участков, расположенных в границах города Курчатова государственная собственность на которые не разграничена", отдельные пункты которого об установлении коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования (торговля) в зависимости от вида объекта создают неравные условия деятельности хозяйствующих субъектов и могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, и выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Посчитав решение антимонопольного органа незаконными, Дума оспорила его в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Дума реализовала свое законное право дифференцировать размеры арендных платежей на землю, исходя из конструктивных особенностей торговых объектов арендаторов и объемов розничной торговли осуществляемой арендаторами, а каких либо критериев или ограничений для определения коэффициентов дифференциации в рамках одного вида разрешенного использования земельного участка (в том числе и от вида торгового объекта) действующим законодательством не установлено, как не установлены и пределы этих коэффициентов.
Между тем, такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия, в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Как установлено материалами дела, арендная плата по базовой ставке для павильонов, утвержденная решением Думы в 2004 году, составила 650 руб. 00 коп. за 1 кв. м, а в 2008 году - 728 руб. 00 коп.; для магазинов - 2004 году 620 руб. 00 коп, в 2008 году - 587 руб. 00 коп.
Следовательно, для хозсубъектов, реализующих товары через стационарные торговые помещения (магазины) Думой установлены преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности перед теми, кто осуществляет эту деятельность через павильоны, а это создает угрозу ограничения конкуренции, что свидетельствует о нарушении требований ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ.
Таким образом, решением от 28.05.2008 N 25 Дума установила различные коэффициенты дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка в зависимости от вида торгового помещения (магазин, рынок, павильон, киоск, лоток), а именно: на земельные участки под магазинами, рынками коэффициент дифференциации равен 1,4 (Ка = 1.4), а земельные участки, занятые объектами мелкорозничной торговли: павильоны, киоски, лотки - 1,6 (Ка = 1,6), то есть размер арендной платы за земельные участки под торговыми помещениями для хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю и реализующих одинаковые товары (являющихся субъектами одного товарного рынка), дифференцирован по виду торгового помещения, в котором осуществляется предпринимательская деятельность.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности устанавливаются органом местного самоуправления.
В данном случае всеми хозяйствующими субъектами осуществляется один вид использования земли - торговая деятельность. Право органа местного самоуправления устанавливать размер арендной платы за землю в зависимости от вида объекта, расположенного на арендуемом земельном участке, действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288. ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 02.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А35-6487/08-С18 отменить.
Отказать Курчатовской городской Думе в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 11.09.2009 по делу N 02/08-38-2008.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 июля 2009 г. N А35-6487/08-С18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании