Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Антоновой Н.В.
судей фио, фио
при помощнике Бондаревой А.Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО "РЖД" по доверенности фио
на решение Басманного районного суда адрес от 18 июля 2023 года, которым постановлено:
- Обязать ОАО "РЖД" в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обязать оборудовать здание "Административное здание", расположенное на территории городской товарной адрес по адресу: Москва, адрес системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в установленном законом порядке.
- Взыскать с ОАО адрес в бюджет адрес государственную пошлину в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Московско-Смоленский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ОАО "РЖД" об обязании оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в установленном законом порядке.
В обоснование заявленных требований представитель истца пояснил суду, что Московско-Смоленской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по адрес проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории городской товарной адрес дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - филиала ОАО "РЖД", в ходе которой в здании "Административное здание", расположенном по адресу: адрес, находящемся на балансе Московско-Савеловской дистанции гражданских сооружений Московской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - филиала ОАО "РЖД", выявлены нарушения указанного законодательства. В частности установлено, что в нарушение требований закона здание "Административное здание" автоматической системой пожарной сигнализации, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не оборудовано. По выявленным нарушениям прокурором 18.04.2022 начальнику Московско-Савеловской дистанции гражданских сооружений внесено представление, постановлением 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес от 27.05.2022 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Согласно информации Московско-Савеловской дистанции гражданских сооружений от 30.11.2022 N ИСХ-1796/Моск НГЧ-6 вышеуказанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании "Административное здание" до настоящего времени не устранены. На основании изложенных обстоятельств, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва, указал, что административное здание было построено в 1969 году, к нему не могут применяться Технические регламенты, принятые значительно позже, доказыванию подлежало превышение пожарного риска на объекте в сравнении с допустимыми значениями.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доверенности по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, утверждая, что суд неправильно установилюридически значимые обстоятельства по делу, неверно применил нормы материального права, настаивает на том, что применены нормы закона, принятые позднее строительства здания, решение суда основано на нормах, не вошедших в перечень национальных стандартов и сводов правил.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ОАО "РЖД" по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся участников процесса, извещенных о дне и времени слушания, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона РФ N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно ст. 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе если выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно Приложения А Свода правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" СП 5.13130.2009 здания, сооружения, помещения должны оборудоваться автоматическими системами пожарной сигнализации.
В соответствии с п.п. 2.5, 3.3, 3.5 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" СП 3.13130.2009, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173 система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) это комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.
Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.
Здания (сооружения) должны оборудоваться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2 СП 3.13130.2009.
В соответствии с ч. 4 Федерального закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Московско-Смоленской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по адрес проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории городской товарной адрес дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций -филиала ОАО "РЖД", в ходе которой в здании "Административное здание", расположенном по адресу: адрес, находящемся на балансе Московско-Савеловской дистанции гражданских сооружений Московской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - филиала ОАО "РЖД", выявлены нарушения указанного законодательства.
В ходе проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, проведенной прокуратурой в марте 2022 года на территории городской товарной адрес, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона здание "Административное здание" автоматической системой пожарной сигнализации, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не оборудовано.
По выявленным нарушениям прокурором 18.04.2022 начальнику Московско-Савеловской дистанции гражданских сооружений внесено представление, постановлением 2 РОНПР Управления по адрес ГУ МЧС России по адрес от 27.05.2022 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно информации Московско-Савеловской дистанции гражданских сооружений от 30.11.2022 N ИСХ-1796/Моск НГЧ-6 вышеуказанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в здании "Административное здание" до настоящего времени не устранены.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о доказанности факта нарушения и удовлетворил иск прокурора.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета адрес подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма
Коллегия с выводами суда согласна, поскольку они сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права.
В поданной апелляционной жалобе представитель ответчика настаивает на том, что административное здание построено ранее принятия новых правил, наличие повышенного риска пожароопасности не доказано, примененный прокурором свод правил утратил силу в 2021 году. Между тем обязанность по оборудованию здания системой оповещения и управления эвакуацией людей фактически ответчиком признается, проектные работы заказаны, однако требуется дополнительное финансирование, которое в настоящее время отсутствует. Коллегия также учитывает, что ответчик был привлечен к административной ответственности за данное нарушение, постановление органа административной юрисдикции не оспорено. По совокупности приведенных доказательств наличие нарушения следует считать установленным, позиция ответчика эти выводы не опровергает.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 18 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.