Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Мошечкова А.И, судей фио, фио, при помощнике Ефименко Н.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское дело N 2-8840/2022 по апелляционной жалобе фио на решение Мещанского районного суда адрес от 20 сентября 2022 г, дополнительное решение от 19.04.2023, которым постановлено:
Исковые требования фио к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов адрес об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Исковые требования фио к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов адрес об обязании не объявлять новый тендер, не проводить капитальный ремонт, обязании ответчика передать проектную документацию на крышу, кровельные конструкции и чердачное помещение, обязании ответчика предоставить результаты обследования крыши, кровельных конструкций и чердачного помещений - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов адрес об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда, мотивирует свои требования тем, что истец является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: адрес. Ежемесячно истец оплачивает взнос на капитальный ремонт МКД (за май 2022 г..- сумма), который идёт на формирование фонда капремонта на счёте регионального оператора - ФКР адрес. Решением общего собрания собственников (ОСС) МКД от 18.02.2018 были установлены: перечень услуг и (или) работ по капремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ, лицо, уполномоченное участвовать в приемке работ по капремонту, сроки для проведения капремонта/производства всех видов работ, включая разработку проектной документации, срок начала проведения работ не позднее декабря 2019 года. 27.09.2018 был заключён договор между ФКР и ООО "Унистрой" N ПКР-001532-18 на выполнение работ по проектированию и производству работ по капремонту МКД. 29.03.2019 ФКР расторг договор с ООО "Унистрой" в связи с нарушением сроков производства работ. 17.06.2019 г..ФКР отменил свое решение об одностороннем отказе от исполнения договора. 5.11.2020 адрес повторно расторг договор с подрядчиком. 24.02.2021 был заключен договор между ФКР и ООО "Фаворит" N ПКР-006558- 20 на выполнение работ по разработке проектной документации и завершению работ по капремонту МКД. 17.03.2022 ФКР расторг договор с ООО "Фаворит" в связи с нарушением сроков выполнения работ.
Письмом ФКР адрес от 24.05.2022 N ФКР-05-29/20-6 истец была уведомлена о том, что 27.04.2022 объявлен очередной электронный аукцион N 027300000012200549 (идентификационный N ПКР-009217-22) на разработку проектной документации и завершение капитального ремонта систем холодного водоснабжения (стояки), теплоснабжения (разводящие магистрали), крыши, фасада указанного МКД. 20.05.2022 года его итогам победителем признано ООО "Импульс" и планируется заключение договора с 31.05.2022. Данное действие ФКР идёт вразрез с решением ОСС, в связи с чем, истец обратилась в ФКР с заявлением. При этом на сайте "Региональная программа капремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес на 2015-2044 годы" (https://repair.mos.ru/gkh/house/view/7ic H94456), указан срок периода ремонта 2018-2020 гг. - для внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения (стояки), внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (разводящие магистрали), фасада и крыши моего МКД, указан период 2027-2029 - для остальных систем МКД. С 2019 г..не поступало уведомлений о переносе установленного срока капремонта ни от УК ГБУ адрес Измайлово", ни от ФКР адрес, в т.ч. в адрес истца. Также не проводилось ОСС о переносе установленного срока капремонта общего имущества в МКД на более поздний период в соотв. с ч. 4 ст. 168 ЖК РФ. Не выполняя решение ОСС, ФКР лишает истца права распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению, закреплённого Конституцией РФ. За обозначенный период ФКР дважды направлял ПСД в ГАУ "Мосгосэкспертиза" и были получены положительные заключения: от 07.06.2019 г..(ПСД ООО "Унистрой") и от 18.10.2021 (ПСД ООО "Фаворит"). Оба обращения ФКР в ГАУ "Мосгосэкспертиза" были инициированы с нарушением законодательства. До настоящего времени истец как собственник МКД не имеет объективной информации о том, для чего и за чей счёт были получены промежуточные заключения ГАУ "Мосгосэкспертиза".
Необоснованные и постоянно меняющиеся проектные решения подрядчиков ФКР стали результатом их уклонения от проведения надлежащего обследования при отсутствии исходной проектной документации, разработанной при строительстве МКД. При этом Техническое задание является частью тендерной документации и обязывает подрядчиков разрабатывать проектные решения на основе проектной документации МКД, а при его отсутствии сплошного инструментального обследования МКД во избежание ухудшения конструкций МКД в ходе капремонта. В частности, в ПСД отсутствует объективная информация даже о таких важных показателях кровельных конструкций, как сорт древесины стропильных ног, толщина кровельного листа и т.д, что позволяет ФКР ухудшать качество используемых материалов в нарушение требований закона. В этой связи истец обратилась в ФКР более 20 раз с требованием предоставить объективную информацию о состоянии крыши и кровельных конструкций. За прошедшие со дня ОСС 4 года истец как собственник МКД так и не получила объективной информации о состоянии крыши, кровельных конструкций и чердачного помещения МКД в соответствии с "Правилами обследования несущих конструкций зданий и сооружений" (СП 13-102-2003), т.е. об услуге по капремонту, в которой нуждается МКД и которую обязан предоставить ФКР.
Истец считает, что вышеописанные действия ФКР адрес нарушают требования Конституции РФ, ЖК РФ, ГК РФ, ГрК РФ, ФЗ N 2300-1 "О защите прав потребителей", нормативных актов, указанных в ТЗ, и ущемляют ее права как собственника и потребителя, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением и просит обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов адрес не заключать либо расторгнуть (если уже заключён) договор с ООО "Импульс", предоставить истцу копию протокола ОСС, на основании которого был заключён договор с ООО "Фаворит" от 24.02.2021 и был объявлен тендер на капремонт МКД от 27.04.2022, обязать Фонд не объявлять новый тендер и не проводить капремонт без соответствующего решения общего собрания собственников помещений МКД по адресу: Москва, 9 адрес; обязать ответчика предоставить истцу проектную документацию на крышу, кровельные конструкции и чердачное помещение МКД, разработанную при его строительстве, на основании которой разрабатывается ПСД; обязать ответчика предоставить истцу результаты обследования крыши, кровельных конструкций и чердачного помещения моего МКД, на основании которых разрабатывается ПСД; обязать ответчика предоставить истцу информацию о состоянии фонда капремонта МКД с указанием всех выплат из фонда начиная с февраля 2018 г..; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере сумма
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе фио просит решение суда отменить, как незаконное.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Истец является собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес А.
Указанный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес на 2015-2044гг, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 г. N832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес".
Собственниками помещений в многоквартирном доме по указанному адресу в срок, установленный ч. 5 ст.170 ЖК РФ, не выбран способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в соответствии с ч.7 ст.170 ЖК РФ, в связи с чем, в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес, 9 адрес, утвержден способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Согласно ч.ч. 1-6 ст.168 ЖК РФ Правительство Москвы утверждает региональную программу капитального ремонта на территории адрес, которая включает в себя:
- перечень всех МКД на территории субъекта РФ (за исключением МКД, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащими сносу или реконструкции);
- перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества таких МКД;
- плановый период проведения капитального ремонта по каждому виду работ и услуг (с учетом необходимости проведения ремонта двух и более внутридомовых инженерных систем, определяемой правовым актом субъекта РФ), который может быть определен указанием на календарный год либо на период, не превышающий трех календарных лет;
- очередность проведения капитального ремонта.
При выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории адрес ФКР Москвы руководствуется нормативно-техническими регламентами. Перечень работ, выполняемых при капитальном ремонте многоквартирных домов, утвержден постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 г. N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес". Состав работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории адрес регламентируется постановлением Правительства Москвы от 27.02.2015 N 86-ПП "Об утверждении размеров предельной стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес, которые могут оплачиваться Фондом капитального ремонта многоквартирных домов адрес".
Региональный оператор (ФКР Москвы) ведет учет средств, поступивших на счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (ч.1 ст.183 ЖК РФ), а также обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены Региональной программой (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 189 ЖК РФ, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если решение о проведении капитального ремонта не было принято собственниками помещений в многоквартирном доме, в силу с ч. 6 ст.189 ЖК РФ работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома проводятся на основании решения Департамента капитального ремонта адрес в соответствии с Региональной программой капитального ремонта и предложениями ФКР Москвы.
Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с ч.4 ст.168 ЖК РФ, осуществляется только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 5 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
21.08.2018 письмом NФКР-18-634/8 префектурой адрес представлена информация о наличии протокольного решения собственников помещений от 18.02.2018 N 9 об утверждении перечня работ и услуг по капитальному ремонту на 2018-2019 годы и об определении лиц, уполномоченных от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 года N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" ФКР Москвы с ООО "Унистрой" заключен договор от 27.09.2018 N ПКР-001532-18 на проведение работ по разработке проектной документации и проведение капитального ремонта общего имущества.
Указанный договор расторгнут в связи с нарушением сроков выполнения работ.
23.09.2019 письмом NФКР-18-3976/9 префектурой адрес представлена информация о наличии протокольного решения собственников помещений от 04.09.2019 N1 о переносе сроков проведения работ по капитальному ремонту общего имущества на 2020 год и об определении лиц, уполномоченных от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе, подписывать соответствующие акты.
ФКР Москвы в целях реализации региональной программы с ООО "Фаворит" заключен договор от 24.02.2021 NПКР-006558-20 на проведение работ по разработке проектной документации и проведение капитального ремонта общего имущества в указанном МКД.
К работам по ремонту вышеуказанных систем подрядная организация не приступила.
Указанный договор расторгнут в связи с нарушением сроков выполнения работ.
17.03.2022 ФКР Москвы по результатам очередного конкурса заключен договор ПКР-009217-22 от 07.06.2022 с ООО "Импульс" на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества и завершению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Москва, адрес, адрес А.
Разрешая спор, районный суд исходил из того, что ФКР Москвы предпринял предусмотренный законом комплекс мер по исполнению возложенных функций по осуществлению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. При заключении договора NПКР-009217-22 у ФКР Москвы имелась копия протокола ОСС от 04.09.2019 N1, в достоверности которого у Фонда не было оснований сомневаться. ФКР Москвы привлекает подрядчиков для проведения работ по результатам электронного аукциона, в котором побеждает кандидат, предложивший лучшие условия по цене работ.
В соответствии с п.198 Постановления Правительства 615 "О порядке привлечения подрядных организаций", заключение договора о проведении капитального ремонта для победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственного участника, допущенного к участию в электронном аукционе, или единственного участника электронного аукциона является обязательным.
Заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке только при условии нарушений подрядчиком-победителем аукциона условий, предусмотренных п.226 Постановления Правительства 615 "О порядке привлечения подрядных организаций".
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца расторгнуть договор с ООО "Импульс" является необоснованным, так как данный подрядчик является победителем электронного аукциона.
Требование истца обязать ответчика предоставить копию протокола общего собрания собственников, на основании которого был заключен договор с ООО "Фаворит", районный суд отклонил на том основании, что вопросы организации и проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах не относятся к компетенции ФКР Москвы, который не является местом хранения материалов общих собраний собственников помещений в указанном многоквартирном доме и не уполномочен проверять их на легитимность в соответствии с п.1.1 ст.46 адрес кодекса РФ.
Отказывая в иске в части требований истца о представлении ФКР Москвы информации о состоянии взносов на капитальный ремонт суд указал, что в соответствии с ч. 11 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, в котором указывается количество собранных средств, отдельно по капитальному ремонту. Постановление Правительства N 491 от 13.08.2006 предоставляет право собственникам получать от управляющих организаций не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг, проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ, а также требовать устранения выявленных дефектов (пункт 40). Кроме того, размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма поступлений в фонд, за вычетом сумм, перечисленных за счёт средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД и авансов за указанные услуги и (или) работы. Информация об учёте фондов капитального ремонта размещается на общедоступном сайте ГИС ЖКХ ежеквартально, согласно п. 12.3.5 приказа N 74/114/ адрес и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Разрешая требования истца, касающиеся нарушения ее прав действиями (бездействием) ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что вопросы проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов регулируются жилищным законодательством Российской Федерации, а не положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей", так как ФКР Москвы безвозмездно обеспечивает капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов адрес, а не удовлетворяет за плату интересы и потребности отдельных граждан.
ФКР Москвы создан Правительством Москвы постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 года N834-ПП "Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов адрес" в качестве регионального оператора капитального ремонта с целью реализаций положений ст.ст. 169, 178, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации для обеспечения аккумулирования взносов на капитальный ремонт, осуществления функций технического заказчика и финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах адрес.
Так как ФКР Москвы безвозмездно обеспечивает капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, то есть имущества, которым пользуются все собственники помещений многоквартирного дома и от безаварийного состояния которого зависит безопасность всех граждан (например устранение угрозы обрушения фасада на какое-либо лицо), а не удовлетворяет за плату интересы и потребности отдельных граждан, правоотношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и ФКР Москвы регулируются жилищным законодательством, а не Законом о защите прав потребителей.
В связи с тем, что права истца ответчиком нарушены не были, оснований для взыскания компенсации морального вреда районный суд не усмотрел.
Определением от 27.01.2023 судебная коллегия возвратила дело в суд первой инстанции для выполнения требований ст. 201 ГПК РФ в части требований об обязании ответчика объявить новый тендер, не проводить капитальный ремонт, обязании ответчика передать проектную документацию на крышу, кровельные конструкции и чердачное помещение, обязании ответчика предоставить результаты обследования крыши, кровельных конструкций и чердачного помещения.
Районный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований обязать ФКР адрес не объявлять новый тендер, не проводить капитальный ремонт, передать проектную документацию на крышу, кровельные конструкции и чердачное помещение, предоставить результаты обследования крыши, кровельных конструкций и чердачного помещения на том основании, что адрес Москвы заключен договор с подрядной организацией ООО "Импульс", являющейся победителем электронного аукциона и в настоящее время вышеуказанный договор является действующим, в установленном законом порядке недействительным не признан. Разработанная проектная документация получила положительное заключение ГАУ адрес государственная экспертиза" от 18.01.2023 N242-23/МГЭ/24722-3/5. ФКР адрес не является лицом, ответственным за хранение проектной документации, а потому, на ответчика не может быть возложена обязанность по ее предоставлению.
Проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для вмешательства в судебный акт суда первой инстанции.
Вопреки доводам апеллятора, положения Закона о защите прав потребителей в данном споре не применимы, поскольку ответчик не совершал в отношении истицы действия, нарушающие ее права потребителя, между сторонами отсутствуют договорные отношения, а данный иск не вытекает из деликта. Также не установлено материалами дела нарушение со стороны Фонда норм гражданского и жилищного законодательства. Из материалов дела следует, что решение о проведении капитального ремонта принимало общее собрание собственников МКД, в котором истица является собственником жилого помещения, подрядная организация в соответствии с регламентом выбиралась каждый раз по условиям аукциона. Последующее расторжение договора подряда не является следствием незаконных действий ответчика, как указывал последний связано с неисполнением подрядчиками условий соглашения и сроков. До настоящего времени ни один из выбранных подрядчиков к работам по капитальному ремонту не приступал. Вся необходимая для изучения собственников помещений МКД информация размещена в свободном доступе на сайтах управляющей компании соответствующего МКД, а также регионального оператора - ФКР адрес. Таким образом, правовых оснований обязывать ответчика объявить новый тендер, не проводить капитальный ремонт, обязать ответчика предоставлять истице заявленную в иске документацию не установлено. Причинение фио морального вреда виновными действиями ответчика в соответствии со ст. 151 ГК РФ не доказано.
Оснований для отмены решения суда по основаниям ст. 330 ГПК РФ не установлено.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от 20 сентября 2022 г, дополнительное решение от 19 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.