Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В., и судей Климовой С.В., Дегтеревой О.В., при ведении протокола помощником Макушненко В.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Киселева ... на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18 мая 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Киселева... (паспорт:.., выдан...) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) о возложении обязанности выплатить субсидию, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Киселев А.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, в котором просил обязать Министерство обороны Российской Федерации выплатить ему и членам его семьи субсидию на приобретение собственной жилой площади для постоянного проживания в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований Киселев А.А. ссылался на то, что он уволен 24.11.2022 с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. До увольнения истец подал рапорт о предоставлении жилищной субсидии. Однако на увольнение без предоставления жилищной субсидии истец согласия не давал, а был уволен в связи с достижением предельного возраста, при увольнении жилищная субсидия предоставлена не была.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, требования не признал.
В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
Истец Киселев А.А, извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, уважительных причин препятствующих рассмотрению дела не представил, в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя ответчика Ложкина И.И, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 названной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 статьи 15 Закона предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает десять лет в календарной исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров воинских частей не более чем за три года до увольнения с военной службы до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
В соответствии со статьями 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в том числе Министерство обороны РФ, несет обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, проходящих военную службу в настоящее время, либо уволенных с военной службы и принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в установленном порядке до момента увольнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Киселев А. А. 24 ноября 2022 г. был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно выписке из приказа по личному составу от 24 ноября 2022 г. N 68, выслуга лет истца в календарном исчислении - 29 лет 7 месяцев, в льготном исчислении - 31 год 1 месяц.
Также из приказа следует, что субсидией для приобретения или строительства жилого помещения истец не обеспечен, уволен с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Также судом установлено, что Киселев А.А. право на внеочередное обеспечение жильем не имеет.
12.08.2021 подан рапорт об увольнении по достижении предельного возраста, указывал, что жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения от Министерства обороны РФ не обеспечен, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (решение ДЖО NП-4712/2019 от 28.08.219г.).
Сведения о Киселеве А.А. содержатся в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем для постоянного проживания.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями п. п. 5, 14 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 N 510, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в отношении Киселев А.А. условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, не наступили; вопрос об улучшении жилищных условий семьи будет рассмотрен в соответствии с законодательством в порядке очередности после выполнения Министерством обороны Российской Федерации своих обязательств перед гражданами, признанными нуждающимися в жилье в более ранние сроки, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований суд не усмотрел.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется как нормами Федерального закона N76-ФЗ, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств Федерального бюджета.
Так, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем.
В силу положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (часть 2).
Аналогичный подход сформулирован и в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им статьей 15 Федерального закона N 76-ФЗ.
На основании правовой позиции, изложенной в " Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2016)" (утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке очередности.
Право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в данном случае - Минобороны России, самостоятельно осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, в том числе на выплату жилищной субсидии военнослужащим адрес.
Из материалов дела следует, что Киселев А.А. каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имеет, ввиду чего, суд обоснованно не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению субсидии.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что до настоящего времени не исполнена ответчиком обязанность по жилищному обеспечению Киселева А.А, свидетельствующему о длящемся нарушении жилищных прав истца, несостоятельны, поскольку в силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Апелляционная жалоба не содержит иных имеющих правовое значение доводов, которым не была дана оценка судом.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 18 мая 2023 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Киселева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.