Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бобровой Ю.М., и судей фио, фио, при помощнике Дмитриеве С.Е., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобровой Ю.М. гражданское дело N 2-27374/2023 по апелляционной жалобе ДГИ адрес на решение Пресненского районного суда адрес от 05 июня 2023 г., которым постановлено:
Исковые требования Савенко Н.А. - удовлетворить.
Установить факт проживания Савенко Наталии Александровны в адрес по месту жительства на законных основаниях в период с 1990 года по настоящее время.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества адрес от 15.09.2022 N 33-5-88452/22-(0)-1 в постановке на учет Савенко Наталии Александровны в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Департамент городского имущества адрес принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Савенко Наталию Александровну и включить в состав участников подпрограммы государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
УСТАНОВИЛА:
Савенко Наталия Александровна обратилась в суд с иском ДГИ адрес об установлении факта проживания, признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, мотивируя свои требования тем, что в связи военными действиями в Нагорном Карабахе, прибыла в 1990 году вместе с родителями из адрес Азербайджанкой ССР в адрес.
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях, приобщенных в материалы дела.
Представитель третьего лица - ФГБУ "Комфортная среда", в судебном заседании полагала иск подлежащим удовлетворению.
Третье лицо ГУ МВД по адрес в судебное заседание не явились, извещались.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит по доводам жалобы ДГИ адрес.
Представитель ответчика на заседание судебной коллегии не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав истца Савенко Н.А, представителя третьего лица ФГБУ "Комфортная среда" по доверенности фио, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Как следует из совокупности положений ст. 52 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", пунктов 37, 38 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года N 845)жилые помещения для временного поселения предоставляются семьям вынужденных переселенцев в случаях отсутствия возможности самостоятельного определения своего нового места жительства в Российской Федерации, если ни один из членов семьи не имеет жилого помещения, предоставленного по договору найма, если ни один из членов семьи не имеет жилого помещения на праве собственности. Учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
В соответствии с пп. "ж" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно пунктам 19, 21, 24, 26 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме, а также предоставляют определенный подпунктом "д" пакет документов, по результатам проверки которых принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно уведомлениям ГУ МВД России по адрес от 25.09.2017 N без N, от 08.10.2020 N98/12-б/н, от 14.10.2020 N б/н, от 24.09.2019 N 98/12-003396-02 Савенко Наталия Александровна признана в установленном законом порядке вынужденным переселенцем при условии постановки на учет в адрес Москвы в качестве нуждающегося в жилых помещениях, вправе обратиться за получением социальной выплаты в виде Государственного жилищного сертификата на приобретение жилья, предоставив документы по месту регистрации в адрес либо решении суда об установлении факта проживания по месту жительства в адрес, для последующего включения в сводный список участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Как следует из уведомлений ГУ МВД России по адрес Савенко Наталия Александровна, паспортные данные, в январе 1990 года, в несовершеннолетнем возрасте вместе с матерью фио, паспортные данные, в результате межнационального конфликта вынужденно покинула адрес и прибыла в Российскую Федерацию, адрес.
25.10.1999 решением Миграционной службы Москвы Савенко Наталия Александровна вместе с матерью была признана вынужденным переселенцем на адрес, со сроком действия статуса с 25.10.1999 до 25.10.2004, в дальнейшем статус вынужденного переселенца ей неоднократно продлевался, последний раз до 25.10.2021.
В настоящее время Савенко Н.А. состоит на учете в качестве вынужденного переселенца в Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по адрес.
Согласно представленным истцом документам в материалы дела, отец Савенко Н.А, как научный работник, на основании направления Жилищно-коммунального управления Управления делами Академии наук СССР от 03.10.1990 N 17, распоряжения Президиума АН СССР от 06.02.1990 N 10123-132, распоряжения Президиума АН СССР от 03.07.1990 N 10123-599 был расселен вместе с членами семьи в общежитие аспирантов Академии наук СССР, расположенное по адресу: адрес (в настоящее время - гостиница "Дом аспирантов и стажеров N 2 ФГБУ "Комфортная среда").
Родители истца скончались, на сегодняшний день квитанции об оплате за проживание в гостинице ДАС N 2 ФГБУ "Комфортная среда" по вышеуказанному адресу приходят на имя истца.
Согласно справке от 02.09.2022 N 34 Савенко Н.А. проживает в гостинице ДАС N 2 ФГБУ "Комфортная среда" с 03.10.1990 по 02.09.2022 л.д.36). Регистрация по месту пребывания предоставлялась истцу до 2007 года, что подтверждается свидетельствами ОВД адрес УВД адрес от 01.01.2004 N 17, от 02.01.2005 N 82, от 30.03.2006 N 124 (л.д. 37-39).
С 2007 года истец проживает без регистрации ввиду того, что гостиница "ДАС N 2 ФГБУ "Комфортная среда" не является жильем для постоянного проживания.
Факт проживания истца в адрес подтверждается также справкой от 27.10.2022 о прикреплении Савенко Н.А. к ГБУЗ "ДКЦ N 1 ДЗМ" Филиал N 5, выдачей карточки СНИЛС N 145-220-870 35 от 17.04.2007, страхового полиса от 27.08.2012, получением аттестата о среднем (полном) общем образовании от 23.06.2006 и диплома о высшем образовании от 21.06.2012 в адрес, справкой о постановке на учет в качестве налогоплательщика от 14.11.2022 N 22509249.
Кроме того в судебном заседании представлена справка N 14 от 25.05.2023 гостиница "ДАС N 2 ФГБУ "Комфортная среда" выданная Савенко Н.А, в том что она проживает с 03.10.1990 по настоящее время в гостинице "ДАС N 2 ФГБУ "Комфортная среда" с правом занятия 1 места по адресу: адрес номере 601.
11.09.2022 Савенко Н.А. обратилась в Департамент городского имущества адрес через многофункциональный центр с запросом (заявлением) от 11.09.2022 N 4625838-2022 о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью последующего участия в государственной программе на получение ГЖС.
Уведомлением Департамента от 15.09.2022 N 33-5-88452/22-(0)-1 истцу отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 3 части 1 статьи 12 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29), поскольку Савенко Н.А. не проживает в адрес по месту жительства на законных основаниях, что не соответствует установленным статьям 7, 8 Закона N 29 условиям и основаниям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что местом постоянного жительства истца на протяжении более 10 лет является адрес, истец проживает по адресу: адрес 1990 года по настоящее время, что подтверждается совокупностью представленных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о постоянном месте пребывания в адрес.
Учитывая, что установление факта постоянного проживания в адрес необходимо истцу в целях постановки, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при условии, что адрес Москвы в досудебном порядке не установилоснования для предоставления государственной услуги, суд пришел к выводу что имеются основания для удовлетворения требований установления факта проживания истца на территории адрес, признании незаконным отказа Департамента городского имущества адрес от 15.09.2022 N 33-5-88452/22-(0)-1 в постановке на учет Савенко Наталии Александровны в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве вынужденного переселенца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК Российской Федерации.
Доводы жалобы ДГИ адрес о том, что истец не проживает в адрес по месту жительства на законных основаниях, что не соответствует установленным ст.ст. 7, 8 Закона N29 условиям и снования признания жителей горда Москвы нуждающимися в жилых помещениях. отклоняются судебной коллегией.
На основании пп. "ж" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "Об утверждении правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Единый порядок и условия постановки на учет граждан в целях обеспечения жильем установлены Законом адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N 29), согласно которому жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет при соблюдении всех условий, указанных в статье 7, и наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 8 указанного закона.
Граждане, признанные вынужденными переселенцами и имеющие действующий соответствующий статус, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от срока проживания по месту жительства в выбранном селенном пункте.
При этом на момент обращения с запросом о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях" заявитель должен быть зарегистрирован по месту жительства в адрес.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 42-1) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания, является его обязанностью, установленной федеральным законом, производится на основании его волеизъявления и представляемых им документов, подтверждающих временный или постоянный характер пользования жилым помещением, с которым он связывает реализацию своего права на свободу выбора места пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 2 Закон РФ N 5242-1 местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, мое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно является местом пребывания.
На основании статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно положениям статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
В соответствии с пунктом 12 Правил органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Совокупное толкование приведенных положений, в смысле, придаваемом им положением статьи 60 ГПК РФ, придает свидетельству о регистрации по месту пребывания статус того доказательства, которое может быть признано судом единственном допустимым тому факту, что гражданин постоянно проживает в определенной местности.
Отступление от такого понимания приведенных положений закона возможно только в исключительном случае, когда осуществление регистрационного учета для физического лица было невозможно в силу объективных причин, доказательства, наличия которых подлежат представлению суду.
Судебной коллегией установлено, что истцом представлены доказательства невозможности осуществления регистрационного учета по адресу фактического проживания в силу объективных причин, установление факта постоянного проживания в адрес необходимо истцам в целях постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем судом правомерны удовлетворены исковые требования истцов.
Выводы решения суда подтверждены материалами дела, которым суд дал надлежащую оценку. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 05 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.