Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей фио, фио
при секретаре Нагорном А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-1350/2022 по административному иску главного редактора Информационного агентства "Камчатский регион" Шуманина... к Генеральной прокуратуре РФ, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании незаконными действий, решений
по апелляционной жалобе административного истца главного редактора Информационного агентства "Камчатский регион" Шуманина В.Ю. на решение Тверского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Информационное агентство "Камчатский регион" в лице главного редактора Шуманина В.Ю. обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений и действий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) по ограничению доступа к Интернет-сайту http://kamregsmi.ru, поскольку, по мнению административного истца, Интернет-сайт не содержит информации, распространение которой в Российской Федерации, запрещено; блокировка всего ресурса не соответствует требованиям оправданной необходимости; административными ответчиками не сообщено в адрес редакции о том, какая конкретно публикация содержит информацию, распространение которой в Российской Федерации, запрещено; а также в адрес редакции не направлено решение об ограничении доступа к Интернет-сайту, чем нарушены его права, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации, Законом "О средствах массовой информации".
Решением Тверского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности фио, представителя административного ответчика Роскомнадзора по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции установил, что в ходе мониторинга сети "Интернет" Генеральной прокуратурой РФ были установлены публикации ряда сетевых изданий, включая статьи Информационного агентства "Камчатский регион", содержавшие недостоверную общественно значимую информацию относительно проводимой Вооруженными Силами РФ специальной военной операции на адрес, ее форме, способах ведения боевых действий, наличии жертв среди российских военнослужащих и гражданского населения Украины.
По данным официальных источников Российской Федерации, в том числе Минобороны России, имеющего непосредственное отношение к проведению специальной военной операции, выявленная информация не соответствует действительности.
Недостоверное изложение сведений о принимаемых органами власти мер с одновременным использованием оборотов "оккупационный режим", "пора проснуться" и других в контексте необходимости совершения противоправных действий создавало угрозу массового нарушения общественного порядка.
Поскольку распространение недостоверных сведений о проводимой специальной военной операции создает угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, первым заместителем Генерального прокуратура РФ фио в адрес Роскомнадзора на основании части 1 статьи 15.3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" направлено требование от 26 марта 2022 года N 27-31-2020/Ид3922-22 о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, в том числе Интернет-ресурсу http://kamregsmi.ru.
27 марта 2022 года Роскомнадзором во исполнение требования первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 26 марта 2022 года было сформировано уведомление на русском и английском языках об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация, распространяемая с нарушением закона, и направлено на электронный адрес провайдера хостинга abuse@webhost1.ru (реестровая запись N 499482-НВ), в подтверждение чего представлен соответствующий скриншот (л.д.46).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не установив в ходе судебного разбирательства нарушения прав и законных интересов административного истца, пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных Информационным агентством "Камчатский регион" требований.
При этом суд исходил из того, что в силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" на адрес использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15.3 данного Федерального закона определено, что в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", распространяемой с нарушением закона информации, включая поступление уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
При этом под распространяемой с нарушением закона информацией понимается, в том числе информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
распространяемая под видом достоверных сообщений недостоверная информация, содержащая данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащая данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами адрес в указанных целях, или информация, направленная на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленная на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами адрес в указанных целях.
Согласно части 2 статьи 15.3 указанного Закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 - 1.4 настоящей статьи, незамедлительно:
-направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию (пункт 1);
-определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация (пункт 2);
-направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации (пункт 3);
-фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе (пункт 4).
Согласно части 4 той же статьи незамедлительно с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 2 данной статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 2 части 2 указанной статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить распространяемую с нарушением закона информацию.
С учетом приведенных положений, Генеральная прокуратура РФ, действуя в рамках полномочий, определенных статьей 15.3 указанного выше Федерального закона, выявив факт размещения на информационном ресурсе http://kamregsmi.ru заведомо ложной общественно значимой информации относительно проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на адрес, направила в Роскомнадзор требование от 26 марта 2022 года об ограничении доступа к информационному ресурсу, во исполнение которого Роскомнадзором направлено в адрес провайдера хостинга уведомление об ограничении доступа к информационному ресурсу.
При таких обстоятельствах суд указал на то, что требования действующего законодательства административными ответчиками соблюдены, порядок принятия решения об ограничении доступа к информации не нарушен.
Поскольку факт распространения на указанном Интернет-ресурсе заведомо ложной общественно значимой информации подтвержден в ходе судебного разбирательства, суд пришел выводу о том, что меры по ограничению доступа к данному Интернет-ресурсу в полной мере соответствуют целям защиты прав граждан, основ конституционного строя и безопасности общества и государства, в связи с чем отклонил доводы административного истца о нарушении его прав, предусмотренных статьей 29 Конституции РФ, Законом "О средствах массовой информации".
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административными ответчиками не указано, какая конкретно информация содержит недостоверные данные, в требовании Генеральной прокуратуры РФ приведена лишь общая ссылка на сайт, не позволяющая идентифицировать конкретную ложную информацию, судебная коллегия отклоняет, поскольку, как видно из дела, требование Генеральной прокуратуры РФ от 26 марта 2022 года содержит конкретные указания на существо общественно значимой информации, содержащей заведомо ложные сведения (л.д.24).
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, опровергали изложенные выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2023 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.