Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Тиханской А.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Бубновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-1919/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика МВД РФ, действующего на основании доверенности фио, на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 30 ноября 2022 года, которым постановлено:
заявленные требования удовлетворить частично.
Обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации совершить действия направленные на внесение изменений в базу учета АМТС маркировочных данных автомобиля марка автомобиля, идентификационный номер (VIN) VIN-код, принадлежащего на праве собственности фио (Белой) Ю.Н, для снятия отметки о розыске автомобиля.
В удовлетворении остальных требований истца - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к МВД РФ, в котором просила признать незаконным нахождение автомобиля марка автомобиля, идентификационный номер (VIN) VIN-код в базе данных розыска транспортного средства на адрес и обязать исключить указанный автомобиль из базы данных разыскиваемых транспортных средств. Требования административного иска мотивированы тем, что она является собственником автомобиля марка автомобиля. Ее автомобиль с 07.11.2017 года находится в розыске, инициатором которого является адрес. Вместе с тем, принадлежащий ей автомобиль не подвергался каким-либо изменениям, приобретен на законных основаниях, в розыске числится его "двойник". Нахождение автомобиля в розыске препятствует его эксплуатации, он постоянно является предметом проверки сотрудников ГИБДД.
Представитель административного истца по доверенности фио в судебном заседании административное исковое заявление поддержала.
Представитель административного ответчика по доверенности фио в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика МВД РФ, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены и выразились в следующем.
Как усматривается из материалов дела, 03.03.2014 года фио (ранее Белая) Ю.Н. на основании договора купли-продажи N АЗПР-02194 с фио приобрела в индивидуальную собственность автомобиль марки марка автомобиля, белого цвета, 2012 года выпуска, номер кузова JMZBL12Z511534795, о чем внесена особая отметка в паспорте транспортного средства серии 25 УВ N367163.
С 07.11.2017 года автомобиль находится в розыске, инициатором которого является адрес.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд возложил на МВД РФ обязанность совершить действия направленные на внесение изменений в базу учета АМТС маркировочных данных автомобиля марка автомобиля, идентификационный номер VIN VIN-код, принадлежащего истцу на праве собственности, для снятия отметки о розыске автомобиля и исходил из доказанности бездействия административного ответчика, выразившегося в неисполнении возложенных на него обязанностей по взаимодействию правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с данными аргумантами суда.
Функционирование и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов иностранных государств по вопросам борьбы с преступностью, а также выполнение обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в Международной организации уголовной полиции - Интерполе, осуществляется на основании международных договоров, законодательства Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" (далее Указ N 1113).
В соответствии со статьей 2 Устава Международной организации уголовной полиции (Интерпол), который вступил в силу 13 июня 1956 года (далее Устав Интерпола), Международная организация уголовной полиции (Интерпол) имеет целью обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека; создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней.
В силу статьи 32 Устава Интерпола для обеспечения сотрудничества каждая страна определяет орган, который будет выступать в качестве Национального центрального бюро. Национальное центральное бюро осуществляет взаимодействие с различными учреждениями страны; с теми органами других стран, которые выступают в качестве Национальных центральных бюро; с Генеральным секретариатом Интерпола.
Таким органом в Российской Федерации является Национальное центральное бюро Интерпола, структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 1 Указа N 1113).
В силу пункта 1 Положения о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 305, Национальное центральное бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола, Генеральным секретариатом и иными органами Интерпола, а также с Европейской полицейской организацией.
Бюро выполняет функции головного оперативного подразделения МВД России в области взаимодействия с Интерполом и Европолом, осуществления международного обмена информацией об уголовных преступлениях, обеспечения содействия в выполнении запросов правоохранительных органов иностранных государств об осуществлении розыска, задержании и выдаче лиц, обвиняемых в совершении уголовных преступлений, а также розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов (пункт 2 этого же Положения).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 786, Министерства юстиции Российской Федерации N 310, Федеральной службы безопасности Российской Федерации N 470, Федеральной службы охраны Российской Федерации N 454, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков N 333, Федеральной таможенной службы N 971 от 6 октября 2006 года утверждена Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по адрес (далее Инструкция).
Инструкция регламентирует организацию информационного обеспечения сотрудничества взаимодействующих органов, в том числе органов внутренних дел Российской Федерации, с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола, определяет порядок направления запросов, поручений, сообщений и ответов в правоохранительные органы иностранных государств, информационного обеспечения по отдельным направлениям борьбы с преступностью и сотрудничества, а также порядок объявления и прекращения международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести.
Пунктом 4 Инструкции установлено, что информационное обеспечение сотрудничества взаимодействующих органов с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола, Генеральным секретариатом осуществляют Национальное центральное бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также территориальные подразделения (филиалы) Национального центрального бюро Интерпола в Министерстве внутренних дел, Главные Управления Министерства внутренних дел, Управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, УВДТ.
В соответствии с пунктом 241 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по адрес, утвержденной Приказом МВД РФ N 786, Минюста РФ N 310, ФСБ РФ N 470, ФСО РФ N 454, ФСКН РФ N 333, ФТС РФ N 971 от 06 октября 2006 года, снятие с учета разыскиваемых по адрес лиц, похищенных АМТС, огнестрельного оружия, предметов, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность, в автоматизированных информационно-поисковых системах ГИАЦ МВД России, в других подразделениях МВД России, а также в подразделениях взаимодействующих органов Российской Федерации осуществляется НЦБ Интерпола на основании информации, полученной из Генерального секретариата или НЦБ Интерпола иностранного государства - инициатора розыска, а также по истечении контрольного срока хранения информации, указанного инициатором розыска.
В 1992 г. в Алма-Ате было подписано Соглашение между министерствами внутренних дел Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины о взаимодействии в сфере борьбы с преступностью.
Согласно пункту 5 Соглашения Стороны согласились с тем, что держателем централизованных оперативно-справочной и дактилоскопической картотек, автоматизированного банка данных, криминалистических и иных учетов, а также архивной информации (в дальнейшем - межгосударственного информационного банка) будет являться МВД Российской Федерации.
МВД Российской Федерации обязуется через свой Главный информационный центр обеспечить обработку, хранение и выдачу безвозмездно по запросам Сторон и инициативно имеющихся в межгосударственном информационном банке сведений об объектах централизованного учета(подп. "а").
Государствами-участниками Содружества Независимых Государств в адрес 25.11.2005 года заключено Соглашение о сотрудничестве в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата(далее Соглашение).
Согласно статье 2 Соглашения стороны при соблюдении международных обязательств и национального законодательства на основе настоящего Соглашения сотрудничают в предупреждении, выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с хищением автотранспортных средств, розыске и обеспечении их возврата.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Соглашения в целях предотвращения хищений автотранспортных средств, обеспечения их розыска и возврата каждая Сторона обеспечивает поддержание информационной базы данных об автотранспортных средствах, которая должна включать сведения:
а) о зарегистрированных автотранспортных средствах, в том числе временно зарегистрированных автотранспортных средствах другого государства, эксплуатируемых или используемых на территории одной из Сторон;
б) о разыскиваемых автотранспортных средствах и документах, выданных на их задержание и арест;
в) о задержанных и обнаруженных автотранспортных средствах;
г) о похищенных и/или утерянных регистрационных документах, регистрационных знаках, а также иных документах, подтверждающих право собственности на автотранспортные средства.
Стороны прекращают розыск похищенного автотранспортного средства по решению компетентного органа Стороны, являющейся инициатором розыска(статья 14 Соглашения).
Как усматривается из материалов дела, такого решения компетентного органа - Департамента внутренних дел адрес в МВД России не поступало, в связи с чем оснований для снятия отметки о розыске автомобиля у административного ответчика в одностороннем порядке не имелось, в противном случае имело место нарушение международных Соглашений.
Кроме того представленными МВД РФ доказательствами подтверждается, что административному истцу направлялись разъяснения о порядке снятия автомобиля с розыска путем обращения к инициатору розыска, в адрес Департамента полиции адрес направлено информационное письмо, правом принятия каких-либо мер воздействия на компетентный иностранный орган полиции административный ответчик не обладает.
При таком положении, судебная коллегия приходит к убеждению о том, что административным ответчиком не допущено незаконного бездействия и отсутствуют основания для внесения изменений в базу учета АМТС с целью снятия отметки о розыске автомобиля марка автомобиля, идентификационный номер (VIN) VIN-код.
Учитывая, что вышеуказанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований фио
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 30 ноября 2022 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска фио к МВД России о признании незаконным действий, обязании удалить данные из базы данных - отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 22 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.