Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Тиханской А.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Бубновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N 2а-0444/2022 по административному иску Малыхина Александра Сергеевича к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве по доверенности Винокурцевой Е.В. на решение Троицкого районного суда адрес от 23 ноября 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Малыхин А.С. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет.
В обосновании требований Малыхин А.С. указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020330:38 площадью 100000 кв.м. по адресу: адрес, вблизи адрес. Границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:38 установлены, однако фактические границы участка не соответствуют границам по сведениям ЕГРН. С целью уточнения границ своего земельного участка истец обратился к кадастровому инженеру, был подготовлен межевой план, 01.04.2022 года административным ответчиком приостановлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:38 по причине отсутствия в составе межевого плана документов, подтверждающих происхождение уточненных границ на местности более 15 лет, данное решение было обжаловано в апелляционной комиссии, однако заявление было отклонено. В связи с истечением срока приостановления в государственном кадастровом учете было отказано 01.07.2022 года.
Решением Троицкого районного суда адрес от 23 ноября 2022 года постановлено:
Исковые требования Малыхина Александра Сергеевича к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет - удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету от 01.07.2022 года
N КУВД-001/2022-12386197/3.
Обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет по заявлению Малыхина Александра Сергеевича на основании межевого плана от 07.04.2022 года, подготовленного кадастровым инженером ООО "ГеоКад и Недвижимость".
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Применительно к предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как установилсуд первой инстанции и следует из материалов дела, Малыхин А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:38 площадью 100000 кв.м. по адресу: адрес, вблизи адрес, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, границы земельного участка установлены, сведения об объекте имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
28.03.2022 Малыхин А.С. обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении указанного земельного участка, учет изменений в связи с изменением описания местоположения его границ.
В материалы дела представлен межевой план, подготовленный в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:38, подготовленный кадастровым инженером фио Площадь земельного участка составляет 100000 кв.м, что соответствует данным ЕГРН, споров по границам нет, что подтверждается наличием личных подписей заинтересованных лиц в акте согласования местоположения границ земельных участков. Доступ к земельному участку с кадастровым номером 50:27:0020330:38 осуществляется через земли общего пользования. адрес существует на местности в указанных границах с 2005 года, территория земельного участка огорожена, обустроена и используется по назначению. Топографическая съемка от 2005 года подтверждает конфигурацию земельного участка.
Уведомлением от 01.04.2022 г. Управлением Росреестра по Москве приостановлен государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020330:38 на основании п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что представленный межевой план подготовлен в нарушение части 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, пунктов 18, 70, 75, 76, 77 Приложения N2 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Решением апелляционной комиссии от 27.04.2022 года по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управлением Росреестра по Москве заявление об обжаловании решения о приостановлении отклонено.
Уведомлением от 01.07.2022 г. Управлением Росреестра по Москве отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частями 3, 4, 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, в том числе: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).
В настоящем деле в качестве основания для государственного учета уточняемых границ земельного участка послужил межевой план.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент составления межевого плана, обращения истца в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ). Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 г, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона о недвижимости).
Кадастровым инженером подробно описаны сведения и основания закрепления границ земельного участка, которые использовались при составлении межевого плана, межевой план также содержит Акт согласования местоположения границ земельного участка с собственниками смежных земельных участков.
Поскольку применительно к частям 9, 11 статьи 226, статьи 62 КАС РФ административным ответчиком не доказана законность оспариваемого решения, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения; напротив, Малыхиным А.С. представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов; суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение незаконными, обязал административного ответчика устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционных жалоб и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицкого районного суда адрес от 23 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.