Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И. и судей фио, адресВ., при секретаре Ракусове А.А., с участием адвоката Трофимовой Е.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, дело по апелляционной жалобе Соколовой Надежды Александровны на решение Черемушкинского районного суда адрес от 13 октября 2022 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Соколовой Надежды Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве об оспаривании решения и обязании осуществить действия, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Соколова Н.А. обратилась в Черемушкинский районный суд адрес с административным иском к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Управление Росреестра по Москве от 20 января 2022 года об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании зарегистрировать за ней право собственности на помещение, площадью 19, 6 кв.м (кадастровый номером 77:06:0008003:4210) с одновременным снятием комнаты площадью 13, 1кв.м (кадастровый номер 77:06:0008003:6180) с кадастрового учета.
Требования мотивированы тем, что на основании ордера от 19.01.2004 N 048 серия п-73 ей была передана жилая площадь в общежитии, а именно: жилое помещение, площадью 19, 6 кв.м, по адресу: Москва, адрес. 25.06.2012 указанное помещение поставлено на учет в ЕГРН с кадастровым номером 77:06:0008003:4210. В дальнейшем помещение было передано ей в постоянное бессрочное пользование по договору социального найма от 01.08.2013 N 561050320, в котором указаны следующие характеристики переданного помещения: Москва, адрес, площадью жилого помещения - 25, 7кв.м, общей площадью (без летних) -25, 7кв.м, жилой площадью - 13, 1кв.м. Предметом договора социального найма являлось именно то помещение, которое получено истцом на основании ордера от 19.01.2004, площадью 25, 7кв.м, состоящее из: жилой комнаты - 13, 1кв.м, уборной-0, 9кв.м, ванной-2, 1кв.м, коридора-3, 5кв.м (всего сумма, 6кв.м), оставшаяся часть помещения, площадью 6, 1кв.м (25, 7-19, 6) является частью общей кухни, которая не обособлена и в настоящее время не существует, что соответствует поэтажному плану от 30.06.2015 с экспликацией, составленному по состоянию на 26.11.2010. В кадастровом паспортные данные N 77/501/15-718838 указано, что помещение N 11 имеет площадь 19, 6кв.м и кадастровый номер 77:06:0008003:4210. Также в кадастровом паспорте содержится план расположения помещений, из которого усматривается, что помещение N 11 состоит из комнаты, площадью 13, 1кв.м, уборной, ванны и коридора. Вступившим в законную силу решением Черемушкинского районного суда адрес от 30 июня 2015 года за истцом признано право собственности на жилое помещение N11, состоящее из одной комнаты, жилой площадью 13, 1 кв.м, площадью жилого помещения 25, 7 кв.м, общей площадью (без летних) 25, 7 кв.м, расположенное по адресу: Москва, адрес, в порядке приватизации.
Согласно данному решению, за ней должно быть зарегистрировано право собственности на помещение, площадью 19, 6 кв. адрес ссылалась на то, что кадастровым инженером проведена инвентаризация площади жилого помещения, в результате которой подтверждено, что квартира N 11 состоит из: комнаты, площадью 13, 1кв.м, уборной - 0, 9кв.м, ванной - 2, 1кв.м, коридора - 3, 5кв.м. Однако из-за неправильно проведенной государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение на кадастровый учет была поставлена только жилая комната, площадью 13, 1 кв.м, с присвоением кадастрового номера 77:06:0008003:6180, и только на эту комнату за истцом зарегистрировано право собственности, в то время как Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве следовало провести регистрацию перехода право собственности на квартиру с кадастровым номером 77:06:0008003:4210 от адрес к истцу. Истец Соколова Н.А. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве с заявлением об исправлении ошибки и просила зарегистрировать право собственности на помещение с кадастровым номером 77:06:0008003:4210. Однако решением Управления от 20 января 2022 года отказано в государственной регистрации права собственности. Полагала, что данное решение ответчика нарушает ее права, так как постановка на кадастровый учет комнаты в качестве отдельного объекта без вспомогательных помещений является нарушением законодательства, а именно положений статей 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истец указывает, что квартира N 11, площадью 19, 6 кв.м, с уборной, ванной и коридором является изолированным и обособленным помещением, других комнат в данной квартире нет, она не является коммунальной, вспомогательные помещения (уборная, ванная и коридор) относятся исключительно к этой квартире, не могут иметь самостоятельного значения и должны следовать правовой судьбе жилого помещения.
Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения с данными требованиями в суд, ссылаясь на то, что он пропущен по уважительной причине.
В суде первой инстанции представитель административного истца Трофимова Е.А. исковые требования поддержала.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Соколова Н.А. ставит вопрос об отмене решения суда и нового решения об удовлетворении административного иска.
Административный истец и заинтересованное лицо: Департамент городского имущества адрес, извещенные о времени и месте судебного заседания (т. 2 л.д. 144-145), в суд апелляционной инстанции не явились. Истец обеспечила явку своего представителя адвоката Трофимовой Е.А, заинтересованное лицо явку своего представителя не обеспечил, о причинах неявки представителя не сообщил, об отложении слушания дела ходатайств не заявлял.
Проверив материалы дела, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителя заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца адвоката Трофимовой Е.А, возражения административного ответчика фио, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд первой инстанции, разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на обращение с указанными требованиями в суд первой инстанции пришел к выводу, что срок на обращение в суд с данным административным иском пропущен по уважительной причине, поскольку первоначально Соколова Н.А. обратилась с настоящим иском в Симоновский районный суд адрес в установленный законом срок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административному истцу на основании ордера N 048 серии А-73 предоставлено право на занятие жилой площади 19, 6 кв.метров в общежитии по адресу: адрес (т. 1 л.д. 12).
01 августа 2013 года с истцом был заключен договор социального найма N 561050320, согласно которому Департамент жилищной политики и жилищного фонда адрес передал Соколовой Н.А. в бессрочное владение и пользование жилое помещение 11 (2 этаж) по адресу: адрес, состоящее из 1 комнаты N 1 площадью жилого помещения 25, 7 кв.м, общей площадью (без летних) 25, 7 кв.м, жилой площадью 13, 1 кв.м (т. 1 л.д. 14-15).
Решением Черемушкинского районного суда адрес от 30 июня 2015 года по гражданскому делу 2-3537/15, вступившим в законную силу 08 августа 2015 года, за Соколовой Н.А. признано право собственности на на жилое помещение N 11, состоящее из одной комнаты, жилой площадью 13, 1 кв.м, площадью жилого помещения 25, 7 кв.м, общей площадью (без летних) 25, 7 кв.м, расположенное по адресу: Москва, адрес, в порядке приватизации (т. 1 л.д. 19-21).
24 августа 2015 года Соколова Н.А. в лице представителя фио обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением на постановку на государственный кадастровый учет жилого помещения, площадью 13, 1 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в помещении 11 (комната 1) (т. 1 л.д. 96).
При этом в приложении к Техническому плану истцом была представлена Декларация об объекте недвижимости.
Согласно Требованиям к подготовке Декларации, утв. в приказе N 953, Декларация составляется и заверяется правообладателем
объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства (далее - объект недвижимости).
В представленной Декларации, в реквизите 5.1 техническое описание помещения, содержится информация о площади равной 13, 1 кв.м. (т. 1 л.д. 97).
20 октября 2015 года административный истец Соколова Н.А. обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: помещения (комната) с кадастровым номером 77:06:0008003:1021, площадью 13, 1 кв.м;
к заявлению были приложены: решение Черемушкинского районного суда адрес от 30 июня 2015 года, кадастровый паспортные данные, доверенность, чек (т. 1 л.д. 100-101, 102).
В представленном кадастровом паспортные данные N 77/501/15-1138145 объект идентифицирован, как жилая комната, площадью 13, 1 кв.м, на 2 этаже (т. 1 л.д. 103).
Также судом первой инстанции установлено, что 07 октября 2021 года Соколова Н.А. в лице представителя Трофимовой Е.А. через адрес Головинский адрес обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности без одновременного кадастрового учета в отношении помещения с кадастровым номером 77:06:0008003:4210, площадью 19, 6 кв.м, на основании решения Черемушкинского районного суда адрес от 30 июня 2015 года (т. 1 л.д. 72-73).
К заявлению были приложены:
решение суда, доверенность, технический план от 29 апреля 2021 года, поэтажный план от 26 ноября 2010 года, пояснения Соколовой Н.А, свидетельство о заключении брака, квитанция, договор социального найма от 01 августа 2013 года, извещение, кадастровый паспорт помещения от 13 октября 2015 года, свидетельство о государственной регистрации права, кадастровый паспорт помещения от 29 июня 2015 года, квитанция, чек (т. 1 л.д. 74).
По результатам рассмотрения заявления, 22 октября 2021 года Управлением вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав сроком до 20 января 2022 года, мотивированное тем, что резолютивная часть решения Черемушкинского районного суда адрес от 30 июня 2015 года не содержит сведений о снятии с кадастрового учета комнаты, площадью 13, 1 кв.м. (кадастровый номер 77:06:0008003:6180) и признании права собственности Соколовой Н.А. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0008003:4210. Иные правоустанавливающие документы, свидетельствующие о возникновении права собственности Соколовой Н.А. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0008003:4210 заявителем не представлены (т. 1 л.д. 71.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве от 20 января 2022 года Соколовой Н.А. отказано в государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0008003:4210, поскольку причины приостановления не были устранены (т. 1 л.д. 69-70).
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что заявление на снятие с государственного учета комнаты с кадастровым номером 77:06:0008003:6180 в Управление Росреестра по Москве не поступало.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что резолютивная часть решения Черемушкинского районного суда адрес от 30 июня 2015 года, на основании которого Соколова Н.А. обращалась к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении помещения с кадастровым номером 77:06:0008003:4210, площадью 19, 6 кв.м, не содержит сведений о снятии с кадастрового учета комнаты, площадью 13, 1кв.м (кадастровый номер 77:06:0008003:6180), как и не содержит сведений о признании за Соколовой Н.А. права собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:06:0008003:4210, при том, что административным истцом в рамках гражданского дела 2-3537/15 не заявлялось требование о признании за ней права собственности в отношении помещения, площадью 19, 6 кв.м, а заявлялось требование о признании права собственности на жилое помещение N 11, жилой площадью 13, 1кв.м, общей площадью 25, 7кв.м, площадью жилого помещения 25, 7кв.м, в доме 73 по адрес в адрес; в указанном судебном акте отсутствует какая-либо информация о признании за истцом права собственности на помещение, площадью 19, 6кв.м, и исследования судом доказательств идентифицирования объекта заявленной площадью.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о государственной регистрации недвижимости) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7).
Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации Управлением проводится правовая экспертиза документов, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 5 части 1 статьи 26 этого же Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости
Данным законом установлено, что снятие с кадастрового учета объектов недвижимости возможно только: на основании заявления о снятии с кадастрового учета и акта обследования; на основании вступившего в законную силу судебного решения; в порядке, предусмотренном ч.3 ст. 41 Закона о недвижимости.
Учитывая приведенные положения Федерального закона 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", судебная коллегия приходит к выводу, что регистрация права на жилое помещение комнату 11 площадью 13, 1 кв.м, на 2 этаже по адресу: адрес, произведена в точном соответствии с заявлением административного истца. При таком положении вопреки доводам апелляционной жалобы пояснения Соколовой Н.А, приложенные к заявлению от 07 октября 2021 года, об исправлении ошибки в регистрации права собственности, не свидетельствует о допущенной технической ошибке со стороны административного ответчика.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию истца, изложенную в обоснование заявленных требований, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
Решение Черемушкинского районного суда адрес от 13 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколовой Надежды Александровны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Полный текст апелляционного определения изготовлен 01 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.