Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио и судей фио, фио, при секретаре Кльован С.П., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, дело по апелляционной жалобе Объединенного Военного комиссариата адрес, Военного комиссариата адрес, Призывной комиссии Объединенного Военного комиссариата адрес и Призывной комиссии адрес на решение Чертановского районного суда адрес от 10 июля 2023 года, которым постановлено:
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования Чертаново Центральное адрес от 18.05.2023 о призыве Ронэ Артема Константиновича на военную службу.
В удовлетворении остальной части требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Ронэ А.К. обратился в Чертановский районный суд адрес с административным исковым заявлением к ответчикам: Объединенному Военному
комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии Объединенного Военного комиссариата адрес и Призывной комиссии адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии адрес от 18.05.2023 о прекращении действия отсрочки и призыве на военную службу, от 08.06.2023 о вызове на сборный пункт адрес для прохождения КМО; о признании незаконным бездействия должностных лиц призывной комиссии адрес, выразившееся в непринятии решения по жалобе от 31.05.2023; обязании направить жалобу на новое рассмотрение; обязании принять решение о возобновлении отсрочки от призыва на военную службу и о направлении на медосвидетельствование.
Требования мотивированы тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес. В отношении него 18.05.2023 призывной комиссией муниципального образования "Чертаново Центральное" адрес было принято решение о прекращении действия ранее предоставленной ему в связи с обучением в ВУЗе отсрочки и о призыве его па военную службу, выдана повестка на
22.05.2023 для отправки к месту прохождения службы. Полагал данное решение незаконным, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения, обучение завершено им не было. Кроме того, 18.05.2023 ему было выдано направление для проведения диагностических исследований. Однако, не дождавшись результата, в этот же день ему была выставлена категория годности к прохождению военной службы. Не согласившись с вышеуказанным решением, 31.05.2023 он обжаловал его в вышестоящую призывную комиссию. В ответ на жалобу ему сообщили, что 15.06.2023 он, якобы, вызывался на контрольное медицинское освидетельствование, но не явился. Решение по жалобе принято не было.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят административные ответчики.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения административного истца Ронэ А.К. и его представителя адвоката фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - па орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ронэ Артем Константинович,... паспортные данные состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес с 19.02.2020.
Решением призывной комиссии от 12.05.2021 Ронэ А.К. была предоставлена отсрочка от призыва па военную службу по пп. "а" п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" до 2024 года.
29.07.2021 вх. N 2286 в военный комиссариат адрес из РГУ нефти и марка автомобиля (НИУ) им. фио, поступили сведения о том, что Ронэ А.К. предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам с 09.07.2021по 08.02.2022 (л.д.9 копии личного дела призывника).
24.02.2022 вх. N 568 в военный комиссариат поступили сведения, о том, что Ронэ А.К. допущен к обучению с 09.02.2022 в связи с завершением академического отпуска, срок обучения увеличился до 2025 года (л.д.8 копии личного дела призывника).
06.04.2022 решением призывной комиссии Ронэ А.К. на основании пп."а" и.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.199 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" отсрочка от призыва на военную службу продлена до 2025 года.
05.04.2023 вх.N 1020 в военный комиссариат поступили сведения, о том, что Ронэ А.К. обучающийся по направлению подготовки 18.03.01 "Химическая технология", переведен для дальнейшего обучения по направлению подготовки 38.03.02 "Менеджмент" по очной форме обучения (л.д.4 копии личного дела призывника).
18.05.2023 по результатам медицинского освидетельствования, Ронэ А.К. была определена категория годности "А-1" (годен к военной службе).
После чего, решением призывной комиссии муниципального образования "Чертаново Центральное" адрес от 18.05.2023 он призван на военную службу.
Удовлетворяя требования административного искового заявления в части признания незаконным решения призывной комиссии от 18.05.2023 о призыве Ронэ Артема Константиновича на военную службу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, исходил из того, что использование Ронэ А.К. академического отпуска и последующий переход в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня не прекратило действие ранее предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, поскольку срок его обучения в учебном заведении увеличился не более чем на 1 год.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 данного Закона).
Полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, федеральный законодатель возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 названного Федерального закона).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53- ФЗ приз ыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Статья 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", закрепляя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривает принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом а части 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения, в частности, в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы (часть 1 статьи 59 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Согласно части 3 статьи 59 названного Закона итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта (часть 4 статьи 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
На основании части 4 статьи 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. В силу части 1 статьи 61 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в частности, в связи с получением образования (завершением обучения).
Системный анализ данных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что окончанием учебного заведения, а также окончанием периода предоставления гражданину отсрочки будет считаться период, когда обучающийся был отчислен из образовательного учреждения либо прошел государственную итоговую аттестацию и ему выдан соответствующий документ об образовании.
Учитывая, что предоставленная административному истцу отсрочка от призыва на военную службу сохранялась за ним до 2025 года, то в отношении него не могли проводиться призывные мероприятия до указанной даты, в связи с чем, решение о
призыве Ронэ А.К. на военную службу от 18 мая 2023 года обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Отказывая Ронэ А.К. в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии адрес от 08.06.2023 о вызове административного истца на сборный пункт адрес для прохождения КМО; о признании незаконным бездействие должностных лиц призывной комиссии адрес, выразившееся в непринятии решения по жалобе от 31.05.2023; об обязании направить жалобу на новое рассмотрение; обязании принять решение о возобновлении отсрочки от призыва на военную службу и о направлении на медосвидетельствование, суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что данные действия (бездействие) административных ответчиков при отмене решения от 18.05.2023 о призыве на военную службу перестают нарушать права и законные интересы административного истца.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является правильным, основанным на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний па обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
Решение Чертановского районного суда адрес от 10 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Объединенного Военного комиссариата адрес, Военного комиссариата адрес, Призывной комиссии Объединенного Военного комиссариата адрес и Призывной комиссии адрес - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.