Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи Кльован С.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-195/2023 по административному исковому заявлению Никандрова... к призывной комиссии адрес, военному комиссариату адрес, объединенному военному комиссариату адрес о признании незаконным решения призывной комиссии адрес о призыве на военную службу и действий призывной комиссии адрес незаконными, по апелляционной жалобе фио на решение Измайловского районного суда адрес от 27 апреля 2023 г, заслушав доклад судьи фио,
УСТАНОВИЛА:
решением Измайловского районного суда адрес от 27 апреля 2023 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные Никандровым А.В. основания иска, связанные с нарушением его права на объективное установление ему категории годности к военной службе по результатам контрольного медицинского освидетельствования от 24 ноября 2022 г, выводы которого в части наличия у фио болезни позвоночника, дающие основания для определения категории Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями), не согласуются с выводами районной призывной комиссии, решением которой от 27 июня 2022 г. он был освобожден от военной службы по призыву в связи моющимися у него заболеваниями.
Исследуя указанные обстоятельства применительно к нормам ст.ст. 5. 1 п. 1, п. 2, 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", суд принял во внимание возражения призывной комиссии адрес, оценил представленные доказательства и пришел к выводу о том, оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку своим правом на назначение военно-врачебной экспертизы Никандров А.В. не воспользовался, все представленные им документы о состоянии его здоровья были изучены врачами-экспертами, жалобы на состояние здоровья приняты во внимание, категория годности к военной службе определена в соответствии с Расписанием болезней в Приложении N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565.
В апелляционной жалобе фио ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и направления дела на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Из материалов дела усматривается, что Никандров А.В. состоит на воинском учете в объединенном военном комиссариате адрес с 11 января 2018 г.
27 июня 2022 г. по результатам медицинского обследования и освидетельствования районная призывная комиссия приняла решение об определении Никандрову А.В. категории годности "В" - "ограниченно годен к военной службе" в связи с выявленным у него заболеванием позвоночника, которое относится к ст. 66 "в" графы I Расписания болезней, приведенного в Приложении N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565.
Также у фио выявлены иные заболевания, не препятствующие призыву на военную службу.
Вместе с тем по результатам контрольного медицинского освидетельствования вместо ранее установленной категории "В" по заболеванию позвоночника Никандрову А.В. установлена категория "Б-4" по ст. 66 "г" названного Расписания болезней - фиксированный сколиоз II степени с углом искривления позвоночника 11 - 17 градусов, без нарушения функций.
Отличие между названными пунктами ("г" и "в") указанной статьи (66) выражаются в том, что в последнем случае функции позвоночника не нарушены.
В Расписании болезней отмечено, что для незначительной степени нарушения функций позвоночника характерны:
клинические проявления статических расстройств возникают через 5 - 6 часов вертикального положения;ограничение амплитуды движений в позвоночнике в шейном и (или) грудном и поясничном отделах позвоночника до 20 процентов; двигательные и чувствительные нарушения, проявляющиеся неполной утратой чувствительности в зоне одного невромера, утратой или снижением сухожильного рефлекса, снижение мышечной силы отдельных мышц конечности при общей компенсации их функций.
Спондилез анатомически проявляется клювовидными разрастаниями, захватывающими всю окружность замыкательных пластинок, и деформацией тел позвонков. Признаками клинического проявления хондроза является нарушение статической функции пораженного отдела позвоночника - выпрямление шейного (поясничного) лордоза или образование кифоза, сочетание локальных лордоза и кифоза вместо равномерного лордоза.
Рентгенологическими симптомами межпозвонкового хондроза являются:нарушение формы позвоночника (нарушение статической функции), снижение высоты межпозвонкового диска;отложение солей извести в переднем участке фиброзного кольца или в пульпозном ядре;смещения тел позвонков (спондилолистезы) передние, задние, боковые, определяемые при стандартной рентгенографии;патология подвижности в сегменте (нарушение динамической функции);сохранение четких контуров всех поверхностей тел позвонков, отсутствие в них деструктивных изменений.
При межпозвонковом остеохондрозе к перечисленным признакам добавляются краевые костные разрастания, образующиеся в плоскости диска и продолжающие площадки тел позвонков, а также субхондральный остеосклероз, который выявляется на рентгенограммах с отчетливым изображением структуры.
Болевой синдром при физической нагрузке должен быть подтвержден неоднократными обращениями за медицинской помощью, которые отражаются в медицинских документах освидетельствуемого.
Только совокупность перечисленных клинических и рентгенологических признаков ограниченного деформирующего спондилеза и межпозвонкового остеохондроза дает основание для применения пункта "в".
Таким образом, принимая во внимание, что как и в первом случае (при установлении категории годности к военной службе районной призывной комиссией), так и во втором случае (при контрольном медицинском освидетельствовании) Никандрову А.В. были установлены сколиоз II степени, призывной комиссии адрес должны быть приведены мотивы, по которым она пришла к выводу о том, что Никандров А.В. не может быть признан ограниченно годным к военной службе, а именно доказательства, в силу которых выводы по результатам первоначального освидетельствования о незначительном нарушении функций позвоночника являются неверными или такие выводы в указанном заключении отсутствовали.
Однако указанные мотивы административными ответчиками не приведены, а судом в нарушение требований ст. 6 Кодекса административного судопроизводства РФ не принято во внимание, что решение призывной комиссии адрес по результатам контрольного медицинского освидетельствования не было оформлено в учетной карточке призывника (л.д. 51-52). При этом районная призывная комиссия, с чьим решением не солгалась вышестоящая призывная комиссия, в нарушение требований ст. 41 ч. 5, ст. 47 ч. 2 Кодекса административного судопроизводства РФ не была привлечена к участию в деле, несмотря на то, что ее права затрагиваются оспариваемым решением.
Также судом не был решен вопрос о назначении по делу экспертизы, учитывая характер заявленных Никандровым А.В. оснований и предмета иска.
Судом первой инстанции при рассмотрении заявленных Никандровым А.В. требований, следовательно, не были учтены следующие нормы материального права, которые подлежали применению по данному делу, но не примененные судом первой инстанции.
Согласно пункту 23 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, формы документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, а также правила их заполнения определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. N 1082, определено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, к полномочиям которого относится координация проведения в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету; организация совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв и прием на военную службу; Министр обороны Российской Федерации издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты (пункт 1, подпункты 30, 33 пункта 7, подпункт 1 пункта 8, подпункт 7 пункта 10).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 сентября 2015 г. N 533 "Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами, врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при первоначальной постановке граждан на воинский учет, при призыве граждан на военную службу, при медицинском осмотре граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, при контрольном медицинском освидетельствовании граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, и правил их заполнения" определены Правила заполнения карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (далее - Правила), являющиеся приложением N 2 к названному приказу. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 20 октября 2015 г, регистрационный номер 39382, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 октября 2015 г.
Согласно абзацу седьмому подпункта "ж" пункта 6 Правил в карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в подпункте 7.10 пункта 7 указываются в первой - девятой строках диагноз заболевания либо "здоров".
Вместе с тем правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 статьи 26 которого призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу статьи 5.1 приведенного закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию, дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункты 1, 2). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4). Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").В силу пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии). При этом, исходя из положений пункта 4 названного положения, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования (далее также - обследование и освидетельствование).
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях определения годности к военной службе. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению N 1 к данному акту "Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации". Указанные требования включают расписание болезней, в котором определяются соответствующие категории годности к военной службе в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями.
Пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания (пункт 20 Положения о военно-врачебной экспертизе).Аналогичные требования содержатся в пункте 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Пунктом 21 Положения о военно-врачебной экспертизе закреплено, что руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Контроль за своевременным завершением обследования граждан осуществляется соответствующими военными комиссариатами.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4, пунктом 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) в том числе участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Следовательно, на руководителях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органах местного самоуправления, руководителях медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения лежит обязанность обеспечивать своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, а на соответствующих военных комиссариатах - осуществление контроля за своевременным завершением обследования граждан.
В системе действующего правового регулирования при наличии сомнений в годности призывника к военной службе он подлежит направлению на дополнительное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания, необходимого для заключения о его годности к военной службе по состоянию здоровья.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", определяя виды медицинских экспертиз, цели и порядок их проведения, отнес определение годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью) к целям проведения военно-врачебной экспертизы (пункт 2 части 1 статьи 61), а также закрепил полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривающего порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях в том числе порядка проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования указанных лиц (часть 2 статьи 61).
Таким образом, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", являясь базовым законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяя правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности граждан, медицинских работников, гарантии реализации этих прав, компетенцию органов публичной власти и медицинских организаций в сфере охраны здоровья (статья 1), не регламентирует вопросы освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 3 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
При этом частью 7 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи.
Так, частью 1 статьи 87 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрены государственный, ведомственный и внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Исходя из положений статей 88 - 90 поименованного федерального закона, пункта 4 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 1152, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, ведомственный контроль - федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подведомственных им органах и организациях, а внутренний контроль - организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Положением о военно-врачебной экспертизе не предусмотрено проведение экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Военный комиссариат не обладает полномочиями по осуществлению экспертизы качества медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводится обследование для определения состояния здоровья граждан при первоначальной постановке на военный учет, призыве на военную службу.
Однако нормы пункта 21 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации требуют того, что по завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи.
По этому делу установлено, что такая мотивированная запись в учетной карточке призывника отсутствует, а потому вывод суда о том, что решение призывной комиссией адрес было принято и является законным, а Никандров А.В. не воспользовался своим правом на прохождение независимой военно-врачебной экспертизы, не соответствует материалам дела и сделаны без учета приведенных законоположений.
Исходя из содержания административного иска, позиции фио в суде, ставя вопрос о признании незаконным решения призывной комиссии адрес, административный истец фактически оспаривает медицинское заключение об установлении ему категории годности к военной службе, которым названное выше заболевание позвоночника не было квалифицировано как основание для признания его ограниченно годным к военной службе.
Согласно пункту 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, в целях определения годности к военной службе проводится военно-врачебная экспертиза, при несогласии с заключением которой, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, как это прописано в пункте 8, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе.
В связи с этим в ходе судебного заседания суду, принимая во внимание принцип административного судопроизводства, закрепленный в п. 7 ч. 1 ст. 6 Кодекса административного судопроизводства РФ, - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда, следовало согласно п. 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574, поставить на обсуждение вопрос о том, намерен ли административный истец заявить ходатайство о проведении независимой военно-врачебной экспертизы, чего сделано не было.
Более того, судом разрешен вопрос о правах и обязанностях районной призывной комиссии без привлечения ее к участию в деле, что в силу п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ влечет отмену решения суда с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе суда.
На основании изложенного судебная коллегия не согласилась с правильностью указанных выше выводов суда, поскольку они не подтверждены исследованными судом доказательствами, которые не получили оценки по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, не основаны на правильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, привлечь к участию в деле призывную комиссию района, которой 27 июня 2022 г. принято решение об установлении Никандрову А.В. категории годности к военной службе в связи с имеющимся у него заболеванием, отнесенным к ст. 66 "в" Расписания болезней Приложения N 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 2, предложить призывной комиссии адрес представить доказательства, исходя из которых указанное решение призывной комиссии от 27 июня 2022 г. не может быть признано верным, при наличии ходатайства фио поставить вопрос о назначении экспертизы по данному делу и с учетом установленных обстоятельств разрешить спор по существу.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Измайловского районного суда адрес от 27 апреля 2023 г. отменить, решение суда отменить с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе суда.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Измайловский районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.