Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Тиханской А.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Черных В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-1279/2023 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио, действующего на основании доверенности фио, на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 июня 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска фио к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене распоряжения о включении в реестр иностранных агентов, обязании исключить сведения из реестра - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным распоряжение Минюста России N 163-р от 10 февраля 2023 года о включении ее в Реестр иностранных агентов (далее-Реестр), обязать исключить сведения о ней из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, мотивируя требования тем, что является представителем ЛГБТ, занимающей активную гражданскую позицию. Оспариваемое распоряжение является дискриминацией, нарушает положения Конституции Российской Федерации; включение в реестр ограничивает ее права, доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что она является иностранным агентом, не представлено.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности фио, требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании возражала против удовлетворении требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, действующий на основании доверенности фио, со ссылкой на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального права и полагая выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, действующего на основании доверенности фио, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Минюста России по доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст.150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствии административного истца, извещенной о дате и времени судебного заседания, об уважительных причинах неявки не уведомившей, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и, установив, что права административного истца не нарушены административным ответчиком, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Так, из материалов дела усматривается, что 10.02.2023 года Минюстом России принято распоряжение N 163-р о включении фио в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Основанием для принятия такого решения послужила информация, поступившая из Главного управления по противодействию экстремизма МВД РФ о том, что фио - активист дальневосточного общественного движения "Маяк" (решением Минюста России от 17.12.2021 Дальневосточное общественное движение "Маяк" включено в реестр иностранных агентов) (ЛГБТ), тесно связана с оппозиционными движениями адрес, планировала и принимала участие в организации в адрес массовых несанкционированных акций протеста против действующей власти Российской Федерации. В конце 2022 года покинула адрес и вылетела в адрес. На адрес не возвращалась. Минюсту представлены материалы, созданные фио, подпадающие под политическую деятельность в интересах иностранного источника.
По поступившим в Министерство юстиции Российской Федерации сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее-Роскомнадзор) фио распространяет (распространяла) сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах:
"ВКонтакте" https://vk.com/trotzallem- около 260 подписчиков;
"Twetter" https://twetter.com/iTrotzAllem- около 450 подписчиков, доступ к социальной сети ограничен;
"Telegram" https://t.me/LGBTitd- около 470 подписчиков.
За период с января 2022 года по январь 2023 года выявлены факты распространения фио сообщений и материалов Дальневосточного общественного движения "Маяк", Общественной организации "Роскомсвобода", "Телеканал Настоящее Время", ООО "Телеканал Дождь", "Север.Реалии", Самарской общественной организации ЛГБТ+ "Ирида", Благотворительного фонда социально-правовой помощи "Сфера", Межрегионального общественного движения "Российская ЛГБТ-сеть", SIA "Medusa Project", "The Insider SIA", медиапроекта "ОВД-Инфо", фио, фио, Дудя фио, Наки фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, включенных в реестр иностранных агентов.
Кроме того 24.01.2023 года представлена информация из Федеральной службы по финансовому мониторингу, что фио в период с октября 2021 г. по сентябрь 2022 г. получала денежные средства на сумму сумма от фио по реализации социально-правовых программ "Лилит" (решением Минюста России от 17.12.2021 Автономная некоммерческая организация по реализации социально-правовых программ "Лилит" включена в реестр иностранных агентов.).
Проанализировав представленную совокупность информации, Минюст России 10.02.2023 года вынес распоряжение о внесении фио в Реестр иностранных агентов.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, в удовлетворении заявленных требований отказал и исходил из того, что необходимая совокупность обстоятельств, подтверждающих нарушение прав административного истца и несоответствие закону оспариваемого распоряжения административного ответчика по настоящему административному делу, не установлена.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правомерными и не усматривает оснований не согласиться с ними, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждены доказательствами.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.
Вместе с тем, осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Минюст России ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (далее - список).
Пунктом 9 Порядка ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 28 июня 2021 года N 106 (далее - Порядок), действовавшим в период вынесения оспариваемого Распоряжения, предусмотрено, что основанием для включения физического лица, выполняющего функции иностранного агента, в список является распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации, издаваемое на основании (помимо добровольного заявления), в том числе документа, подтверждающего осуществление деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление, поступившего от государственных органов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 272-ФЗ), физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на адрес в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности.
В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 статьи 2.1 Закона N 272-ФЗ, Минюст России включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"(статья 1).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.
В силу пункта 1 части 5 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ политическая деятельность осуществляется в форме участия в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений.
На основании части 6 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ к видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся:
1) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации). Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
2) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов;
3) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Суд первой инстанции, установив, что Минюстом Российской Федерации представлены доказательства, подтверждающие обоснованность решения и право на принятие оспариваемого решения, соблюдение порядка его принятия и информирования, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным, оно принято в соответствии со статьей 227 КАС РФ; юридически значимые обстоятельства по делу определены верно, исходя из требований части 9 статьи 226 КАС РФ; между сторонами законно распределено бремя доказывания (статья 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ); собранных по делу доказательств достаточно для принятия правильного решения; оценка доказательствам дана по правилам статьи 84 КАС РФ; все фактические обстоятельства дела тщательно исследованы и доказаны; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка о том, что действия Минюста России основаны на законе, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, исследования доказательства по делу, которые отвечали принципам достоверности, доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию административного истца, изложенную в административном иске, не содержат сведений, которые не были проверены судом и влияли бы на исход рассмотрения дела.
Нормы материального права при рассмотрении дела судом применены правильно, нарушений такого толка судом не допущено и ссылка на это в апелляционной жалобе безосновательна.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется; решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от 15 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца фио, действующего на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 22 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.