Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Кирпиковой Н.С., Тиханской А.В., при секретаре Бубновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N 2а-136/2023 по административному исковому заявлению Резниченко Никиты Андреевича к Объединенному военному комиссариату адрес Царицыно адрес о признании незаконным бездействия, обязании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой
по апелляционной жалобе административного истца Резниченко Н.А. на решение Симоновского районного суда адрес от 08 июня 2023 года о частичном удовлетворении исковых требований,
УСТАНОВИЛА:
Резниченко Н.А. обратился в суд с административным иском к Объединенному военному комиссариату адрес Царицыно адрес о признании незаконным бездействия, обязании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, ссылаясь на то, что 10 февраля 2020 года он обратился в военный комиссариат адрес с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, им получен ответ о рассмотрении заявления комиссией военного комиссариата адрес 03 апреля 2020 года, однако 03 апреля 2020 года заседание не состоялось по причине объявленного режима пандемии, каких-либо иных уведомлений о рассмотрении заявления Резниченко Н.А. не получал, тогда как несение военной службы административный истец полагает для себя неприемлемым, поскольку это противоречит его личным убеждениям.
Решением Симоновского районного суда адрес от 08 июня 2023 года административное исковое заявление Резниченко Н.А. к Объединенному военному комиссариату адрес Царицыно адрес о признании незаконным бездействия, обязании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой удовлетворено частично; постановлено признать решение адрес Царицыно адрес от 30 ноября 2020 года в части рассмотрения заявления Резниченко Н.А. от 10 февраля 2020 года о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой незаконным; обязать Призывную комиссию адрес повторно рассмотреть заявления Резниченко Н.А. от 10 февраля 2020 года о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в соответствии с нормами действующего законодательства.
В апелляционной жалобе административный истец Резниченко Н.А. просит изменить решение суда, настаивая на удовлетворении требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административных ответчиков по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Из материалов дела следует, что с 13 января 2015 года по 23 сентября 2019 года Резниченко Н.А. состоял на воинском учете в военном комиссариате адрес.
В 2017 году Резниченко Н.А. поступил в МГТУ им фио на специальность "Компьютерные системы и комплексы" со сроком обучения до 2022 года.
Решением призывной комиссии адрес от 25 апреля 2017 года для получения образования Резниченко Н.А. была предоставлена отсрочка от службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании приказа ректора МГТУ им фио N 02.15-03/482
от 11 марта 2019 года Резниченко Н.А. был отчислен из данного учебного заведения.
Решением призывной комиссии адрес от 30 мая 2019 года Резниченко Н.А. установлена категория годности к военной службе "Б-3", он был призван на военную службу.
Решение о призыве приостановлено на основании решения призывной комиссии адрес от 15 июля 2019 года.
Решением Никулинского районного суда адрес от 26 июня 2019 года, вступившим в законную силу 06 августа 2019 года, Резниченко Н.А. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения призывной комиссии от 30 мая 2019 года.
С 30 сентября 2019 года Резниченко Н.А. состоит на воинском учете в ОВК адрес.
10 февраля 2020 года Резниченко Н.А. обратился в ОВК адрес с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его убеждениям.
12 февраля 2020 года ОВК адрес в адрес Резниченко Н.А. направлено уведомление о рассмотрении заявления 03 апреля 2020 года и необходимости прибыть в указанное время.
Суду представлена выписка из заключения призывной комиссии адрес N1 от 30 ноября 2020 года, согласно которой 30 ноября 2020 года призывной комиссией Резниченко Н.А. отказано в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу (л.д.57).
30 ноября 2020 года Резниченко Н.А. проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого установлена категория годности к военной службе "Б-3".
Решением призывной комиссии адрес от 30 ноября 2020 года Резниченко Н.А. призван на военную службу.
Решение о призыве приостановлено на основании решения призывной комиссии адрес от 30 декабря 2020 года.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации.
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно Федеральному закону от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Закона N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 Закона N 53-ФЗ).
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ
"О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года
N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
На основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года
N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее Федеральный закон
от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ) на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией принято соответствующее решение.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N113-ФЗ направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает: - подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее - также заявление); - рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; - явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; - явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
Вместе с тем, гражданин Российской Федерации, который не уклоняется от исполнения обязанностей военной службы, имеет право заявить о наличии у него убеждений или вероисповедания, противоречащих несению военной службы. Пропуск установленного законом срока, в течение которого заявление должно быть подано призывником, не является препятствием для его обращения в призывную комиссию с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 11 вышеуказанного Закона граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу
в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года. Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Согласно статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
Процедура рассмотрения призывной комиссией заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой связана с оценкой выступлений на заседании призывной комиссии самого гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, с анализом документов, представленных гражданином, и дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой приведен в пункте 4 статьи 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 12 Федерального закона
от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом
"О воинской обязанности и военной службе".
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что решение адрес Царицыно адрес от 30 ноября 2020 года в части рассмотрения заявления Резниченко Н.А. от 10 февраля 2020 года о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, является незаконным, поскольку доказательств подтверждающих, что Резниченко Н.А. вызывался на 30 ноября 2020 года для разрешения его заявления от 10 февраля 2020 года не имеется. Кроме того, отсутствуют доказательства, что указное заявление истца рассматривалось на заседании призывной комиссии 03 апреля 2020 года, куда ранее вызывался Резниченко Н.А. по данному вопросу. Суд исходил из того, что действующим законодательством рассмотрение вопроса о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу отнесено к компетенции призывной комиссии, при этом законом предусмотрено, что заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданкой службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии, регламентирован порядок его извещения; при этом рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене подлежит принятию с соблюдением предусмотренной законом процедуры.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обжалуемое решение Призывной комиссии Царицыно адрес от 30 ноября 2020 года принято с нарушением требований Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. Действующим законодательством рассмотрение вопроса о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой отнесено к компетенции призывной комиссии.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и материалам дела предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда адрес от 08 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.