Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Тиханской А.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Пчелкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-1082/2022 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио, действующего на основании доверенности фио, на решение Чертановского районного суда адрес от 19 декабря 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении требования фио о признании незаконным уведомление Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес от 23.08.2022г. об отказе в государственной регистрации права собственности на жилое помещение (квартиру), кадастровый номер: 77:01:0003052:4859, общей площадью 33, 1 кв.м, расположенной по адресу: адрес; обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на данное жилое помещение, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве об отказе осуществления государственной регистрации перехода права собственности от 23.08.2022 года, произвести государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, мотивируя требования тем, что право собственности на указанный объект возникло у него на основании договора купли-продажи, заключенного 25.03.2022 года с фио 23.05.2022 года Управление Росреестра по Москве приостановило осуществление государственной регистрации перехода права собственности, обосновывая необходимостью представить доверенность, подтверждающую полномочия представителя, направившего заявление о регистрации, решением от 23.08.2022 года Управление Росреестра по Москве отказало в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности, указав, что не устранены причины, явившиеся основанием для приостановления регистрации. По мнению административного истца, основания для отказа в государственной регистрации права собственности отсутствовали, поскольку продавец выразила свою волю на передачу права при подписании договора.
Представитель административного истца фио, действующий на основании доверенности фио, в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо фио в суд не явилась, в суд поступили сведения из ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес о том, что фио снята с регистрационного учета по адресу: адрес с 21.05.2022 в связи со смертью.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца, со ссылкой на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца фио, действующего на основании доверенности фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве, действующего на основании доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца, извещенного надлежащим образом, не сообщившего об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом, 14.05.2022 года фио и фио в лице представителя фио обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности (права собственности) на квартиру, расположенную по адресу адрес (кадастровый номер 77:01:0003052:4859) на основании договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: адрес, заключенного 25.03.2022 года между фио (продавец) и фио (покупатель).
23.05.2022 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве было принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права на основании п. 6 ч. 1 ст. 26, п. 2 ч. 1 ст. 26, п. 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ввиду отсутствия у представителя полномочий на представление интересов фио в Управлении Росреестра по Москве по вопросу регистрации права собственности в отношении квартиры.
С целью подтверждения намерения продавца, являющегося лицом преклонного возраста, государственным регистратором направлен запрос в органы социальной защиты населения.
Согласно поступившему в рамках межведомственного взаимодействия в Управление ответу из Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 26.03.2022 N 01-33-5931/22, в целях подтверждения или опровержения волеизъявления на отчуждение объекта недвижимости, принадлежащего фио, в пользу фио, 24.05.2022 года сотрудниками Отдела социальной защиты населения адрес осуществлен выход по месту жительства фио Дверь в квартиру опечатана ОМВД России по адрес, ввиду чего не удалось выяснить мнение фио по заключению договора купли-продажи ее квартиры и последствиям данной сделки.
По информации, поступившей на запрос суда из ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес, фио снята с 21.05.2022 года с регистрационного учета по адресу: адрес, в связи со смертью.
В связи с неустранением причин, послуживших основанием приостановления, государственный регистратор отказал в регистрации права собственности уведомлением от 23 августа 2022 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что решение административного ответчика соответствует нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, прав административного истца не нарушено.
Оснований не согласиться с данным выводом суда у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
Как следует из положений статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, а именно документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель) (пункт 1 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Таким образом, представленный для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя, относится к числу документов, в отношении которых государственный регистратор проводит правовую экспертизу.
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - государственная услуга), в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, регламентированы положениями Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки органом регистрации прав устанавливаются: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Таким образом, проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пунктом 218 Административного регламента предусмотрено, что при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации).
Как верно установлено судом, у государственного регистратора обоснованно возникли сомнения о пределах полномочий представителя фио для регистрации перехода права собственности.
Как усматривается из доверенности от 12.05.2021 года, выданной фио на имя фио, удостоверенной фио, временно исполняющей обязанности нотариуса адрес фио, реестровый номер 77/755-н/77-2021-4-86, данная доверенность предоставляла право зарегистрировать право собственности в Управлении Росреестра по Москве, возникшее на основании договора передачи квартиры в собственность, но не иных сделок. Кроме того договор купли-продажи был заключен позднее выданной доверенности.
С целью проверки полномочий представителя государственным регистратором был направлен запрос в органы социальной защиты, который не устранил сомнения. Более того, продавец квартиры скончалась.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что государственный регистратор обоснованно отказал в совершении регистрационных действий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заключенным договором купли-продажи подтверждена воля продавца, судебной коллегией отклоняются. Положения части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ возлагают на лицо, обратившееся за регистрацией возникшего права, представить не только документ, подтверждающий основание возникновения права, но и полномочия лица, обратившегося за предоставлением услуги в случае, если регистрируются права доверителя.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные судебной коллегией, не содержат обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда адрес от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца фио, действующего на основании доверенности фио, - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 22 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.