Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей Тиханской А.В., Кирюхиной М.В., при секретаре Татаринове А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N 2а-04/2023 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по адрес к Погребняку Олегу Федоровичу о взыскании транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика по доверенности Погребняка О.Ф. по доверенности Медянцевой О.П. на решение Кузьминского районного суда адрес от 29 марта 2023 года о частичном удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 21 по адрес обратилась в суд с административным иском к Погребняку О.Ф. о взыскании транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Погребняк О.Ф. в 2020 году являлся собственником транспортных средств: марка автомобиля, регистрационный знак ТС; "Шевроле Экспресс G2500", регистрационный знак ТС. Также Погребняк О.Ф. являлся собственником недвижимого имущества: в 2017-2020 годах - квартиры по адресу: адрес; в 2018 году - собственником квартиры по адресу: адрес, кв. 59а; в 2018-2019 годах - собственником гаражей по адресу: адрес; в 2020 году - собственником жилого дома по адресу: адрес, с/ адрес, адрес. Кроме того, Погребняк О.Ф. в 2020 году являлся собственником земельных участков расположенных по адресу: адрес, с/ адрес, адрес, адрес, адрес; адрес и адрес. За 2020 год административному ответчику были начислены: транспортный налог в сумме сумма и земельный налог в размере сумма, за 2017-2020 годы - налог на имущество физических лиц в сумме сумма, которые в установленный законом срок и до настоящего времени в полном объеме не были уплачены. За несвоевременную уплату транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога административному ответчику были начислены пени в размере сумма, сумма и сумма соответственно, которые также до настоящего времени не уплачены. В связи с этим административный истец просил взыскать с Погребняка О.Ф. указанные суммы налогов и пени.
28 декабря 2022 года административный истец уточнил административные исковые требования, просил взыскать с административного ответчика транспортный налог в размере сумма, пени в сумме сумма, земельный налог в размере сумма, пени в сумме сумма, налог на имущество физических лиц в размере сумма, пени в сумме сумма.
Определением Кузьминского районного суда адрес от 29 декабря 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена ИФНС России N 9 по адрес.
Решением Кузьминского районного суда адрес от 29 марта 2023 года требования ИФНС России N 21 по адрес удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе административный ответчик, действуя через своего представителя, просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Погребняка О.Ф. по доверенности Медянцевой О.П, представителя административного истца ИФНС России N21 по адрес по доверенности фио, представителя заинтересованного лица ИФНС России N9 по адрес по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Так, налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом абзацем 2 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками- физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Статьей 75 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату налога предусмотрена ответственность в виде пени, которая начисляется помимо причитающихся к уплате сумм налога за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, а процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Транспортный налог на основании статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации относится к региональным налогам и сборам.
На основании статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок его уплаты.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе- транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, (пункт 1 статьи 391); налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391); сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, также исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396).
Пунктом 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам.
Согласно статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статей 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установилсуд первой инстанции и следует из материалов дела, административный ответчик Погребняк О.Ф. являлся собственником недвижимого имущества, земельных участков и транспортных средств, являющихся объектами налогообложения.
Налоговый орган произвел расчет налога и направил в адрес административного ответчика налоговые уведомления N84628630 от 02.12.2020 и N74352290 от 01.09.2021.
Инспекцией выставлено требование об уплате имеющейся недоимки по состоянию на 14.12.2021 N164079 об уплате налога.
Как усматривается из материалов дела, требование об уплате налога N 164079 от 14.12.2021 года было направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика и получено им 17.12.2021 года, что подтверждается представленными в материалах дела документами.
Определением мирового судьи судебного участка N 127 адрес от 03 июня 2022 года отменен судебный приказ от 26 мая 2022 года о взыскании с Погребняка О.Ф. недоимки и пени по налогу.
31 августа 2022 года административный истец в установленный законом срок обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с Погребняка О.Ф. недоимки и пени.
Представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела суду были представлены чеки-ордеры от 21.03.2023 года по оплате: транспортного налога за 2020 год на сумму сумма и пени - сумма; налога на имущество физических лиц за 2018 год на суммы сумма, сумма и сумма, за 2019 год - сумма и сумма, за 2020 год - сумма, пени - сумма; земельного налога за 2020 год на суммы сумма, сумма и сумма, пени - сумма, сумма и сумма.
В связи с частичной оплатой задолженности налоговым органом были уменьшены административные исковые требования, а именно административный истец просил взыскать с Погребняка О.Ф. земельный налог за 2020 год в размере сумма, пени в сумме сумма, налог на имущество физических лиц за 2017-2020 годы в размере сумма, пени в сумме сумма.
Между тем, согласно представленным суду чекам-ордерам, земельный налог за 2020 год в размере сумма и пени в сумме сумма были уплачены Погребняком О.Ф. 21 марта 2023 года.
Согласно ответу на запрос суда ИФНС по адрес, в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков административному ответчику произведено уменьшение земельного налога за 2019 год в сумме сумма, за 2020 год - сумма. По состоянию на 15.11.2022 года в карточке расчетов с бюджетом Погребняка О.Ф. значится задолженность по уплате земельного налога в размере сумма и начисленные пени.
Как усматривается из письменных пояснений представителя административного истца, денежные средства в вышеуказанных суммах поступили в Инспекцию в составе единого налогового платежа и распределились в автоматическом режиме в счет уплаты земельного налога. На 28.03.2023 года сальдо ЕНС по земельному налогу составляет сумма. При этом административным истцом не представлены сведения о том, за какие налоговые периоды были распределены поступившие денежные средства в счет уплаты земельного налога, и за какие налоговые периоды существует оставшаяся по ЕНС сумма задолженности. Таким образом, налоговым органом не представлено доказательств распределения указанной суммы земельного налога в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды, при том, что земельный налог за предыдущие налоговые периоды взыскивался с Погребняка О.Ф. в судебном порядке, что не отрицалось сторонами.
Решением Московского городского суда от 03 мая 2018 года установлена кадастровая стоимость квартиры по адресу: адрес, кадастровый номер 77:01:0001027:3964, в размере сумма и определена по состоянию на 15.01.2016 года. Также данным решением суда установлена кадастровая стоимость квартиры по адресу: адрес, кв. 59а, кадастровый номер 77:01:0001027:3966, в размере сумма и определена по состоянию на 15.01.2016 года. Установленная кадастровая стоимость применена для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 01.01.2017 года. Решение суда вступило в законную силу 25.07.2018 года.
Решением Московского городского суда от 24 ноября 2020 года установлена кадастровая стоимость квартиры по адресу: адрес, кадастровый номер 77:01:0001027:3964, в размере сумма и определена по состоянию на 01.01.2018 года. Решение суда вступило в законную силу 16.02.2021 года.
Согласно представленным выпискам из ЕГРН, сведения о вышеназванной кадастровой стоимости квартир внесены в ЕГРН.
Как следует из ответа на запрос суда ИФНС России N 9 по адрес, при исчислении налога на квартиру по адресу: адрес, кадастровый номер 77:01:0001027:3964, за 2019-2020 годы, применяется установленная решением суда кадастровая стоимость сумма. Перерасчет налога на имущество по указанному объекту недвижимости проведен 02.08.2022 года при централизованном расчете налога на имущество физических лиц.
Вместе с тем, административный истец просил взыскать с административного ответчика налог на имущество физических лиц за 2017-2020 годы в размере сумма, пени в сумме сумма. При этом налог на имущество физических лиц за квартиру по адресу: адрес, кадастровый номер 77:01:0001027:3964, был исчислен налоговым органом исходя из кадастровой стоимости данного объекта, до ее изменения решениями суда.
При таких обстоятельствах, налог на имущество физических лиц за 2017-2018 годы за вышеназванную квартиру, с учетом установленной решением суда от 03.05.2018 года кадастровой стоимости объекта, составляет сумма. Налог на имущество физических лиц за 2019 год, с учетом установленной решением суда от 24.11.2020 года кадастровой стоимости объекта, составляет сумма. Данные суммы соответствуют указанным в контррасчете представителя административного ответчика и не оспаривались представителем административного истца. Налог на имущество за квартиру в данных размерах за 2018 и 2019 годы был уплачен административным ответчиком, в подтверждение чего представлены чеки-ордеры от 21.03.2023 года. Кроме того, согласно представленным чекам-ордерам, административным ответчиком был уплачен налог на имущество физических лиц за иные объекты недвижимости в вышеназванных размерах, в связи с чем взысканию с Погребняка О.Ф, как и земельный налог, не подлежит.
Однако, налог на имущество физических лиц за 2017 год за квартиру по адресу: адрес, кадастровый номер 77:01:0001027:3964, в сумме сумма, а также пени в размере сумма, Погребняком О.Ф. не уплачены, доказательств обратного, суду административным ответчиком не представлено. При этом указание в налоговом уведомлении на квартиру 61 дома 3 по адрес адрес, является технической ошибкой, поскольку из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права от 26.01.2016 года следует, что Погребняк О.Ф. является собственником квартиры по адресу: адрес.
Таким образом, административный ответчик как лицо, за которым в 2017 году было зарегистрировано право собственности на вышеуказанную квартиру, является плательщиком налога на имущество физических лиц. Поскольку Погребняк О.Ф. своевременно не уплатил этот налог, то пени начислены правомерно.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив правильность расчета задолженности по налогам; процедуру уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налог, а также соблюдение налоговым органом порядка и срока на обращение в суд, произведя перерасчет задолженности, административные исковые требования удовлетворил частично, взыскав также с административного ответчика госпошлину за рассмотрение дела в суде.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела; они сделаны при правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и оснований не согласиться с ними не имеется.
Выводы суда соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, не противоречат материалам дела, и являются мотивированными.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузьминского районного суда адрес от 23 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.