Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Пономарева А.Н., судей Коневой С.И., Тиханской А.В., при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-1006/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика фио по доверенности фио на решение Никулинского районного суда адрес от 28 ноября 2022 года, которым постановлено:
взыскать с фио в пользу ИФНС России N29 по адрес задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере сумма, пени в размере сумма
Взыскать с фио в доход бюджета адрес госпошлину в сумме сумма,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ИФНС России N 29 по адрес обратилась в суд с иском к фио о взыскании недоимки по транспортному налогу 2019 год в размере сумма, пени в размере сумма, мотивируя требования тем, что в собственности административного ответчика в рассматриваемый период находились транспортные средства - автомобиль марка автомобиля БОКСЕР, регистрационный знак ТС; автомобиль марка автомобиля, регистрационный знак ТС, мотоцикл марка автомобиля, регистрационный знак ТС, а также гидроцикл YAMAHA, государственный регистрационный знак Р38-68МГ. Направленное ответчику налоговое уведомление не было исполнено в установленный срок в части уплаты транспортного налога. Требование об уплате налога ответчиком было оставлено без удовлетворения.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании требования поддержала.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого в части взыскания транспортного налога в отношении гидроцикла YAMAHA просит административный ответчик, указывая на то, что гидроцикл исключен из реестра маломерных судов 21.03.2013 года.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика фио по доверенности фиоА, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах не уведомившего, проверив решение, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены и выразились в следующем.
Материалами дела подтверждается, что 01.09.2020 года в адрес фио направлено налоговое уведомление N 64409330, в котором исчислен налог за 2019 на транспортные средства YAMAHA в сумме сумма, марка автомобиля БОКСЕР в сумме сумма, марка автомобиля в сумме сумма, марка автомобиля в сумме сумма, со сроком уплаты, установленном в законодательстве о налогах и сборах.
07.02.2021 года налоговым органом в адрес фио направлено требование об уплате налога за 2019 год N 19293 в сумме сумма и пени в сумме сумма, со сроком уплаты до 2 апреля 2021 года.
20 сентября 2021 года мировым судьей судебного участка N 185 адрес вынесен приказ о взыскании с фио задолженности по транспортному налогу.
Определением мирового судьи судебного участка N 185 адрес от 5 апреля 2022 года судебный приказ был отменен.
Удовлетворяя требования ИФНС России N 29 по адрес о взыскании с фио задолженности по транспортному налогу за 2019 год, суд первой инстанции исходил из наличия в собственности административного ответчика в рассматриваемый период транспортных средств, перечисленных в налоговом уведомлении.
Удовлетворяя требования, суд в том числе взыскивал с фио задолженность по уплате транспортного налога за 2019 год в сумме сумма в отношении гидроцикла YAMAHA, г/н P38-68МГ, при этом не учел следующего.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии со статьей 357 Налогового Кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового Кодекса РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 16 статьи 3 КВВТ РФ маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.
В силу пункта 2 статьи 15 КВВТ РФ право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом (пункт 2 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 991 "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", подпункту 4 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, на МЧС России возложены функции по организации и осуществлению государственного надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из содержания подпунктов 4 и 6 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 835, следует, что Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда; осуществляет ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.
В соответствии с представленной в материалы дела справкой, выданной 02.02.2023 года начальником Центра ГИМС ГУ МЧС России по адрес фио, маломерное судно, гидроцикл, YAMAHA с идентификационным номером Р38-68МГ было исключено из реестра маломерных судов 21.03.2013 года.
Учитывая установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковое требование налогового органа об уплате транспортного налога за 2019 год в отношении транспортного средства гидроцикл, YAMAHA с идентификационным номером Р38-68МГ в сумме сумма предъявлено налоговым органом необоснованно, в связи чем правовых оснований для взыскания с административного ответчика налога в данной части не имелось.
Кроме того не подтверждено право налогового органа взыскать пени за периоды, не имеющие отношение к задолженности по транспортному налогу за 2019 год.
В остальной части судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с решением суда о взыскании с фио задолженности по уплате транспортного налога за 2019 год, учитывая, что такая обязанность у него возникла, однако не была исполнена. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела и находят свое подтверждение в ответе, полученном судебной коллегией на запрос из Управления ГИБДД МВД России по адрес.
При таком положении решение суда подлежит изменению, с фио в пользу ИФНС N 29 по адрес подлежит взысканию недоимка по уплате транспортного налога за 2019 год в сумме сумма, а также - государственная пошлина в бюджет адрес, пропорционально удовлетворенным требованиям, в сумме сумма
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 28.11.2022 года изменить, изложить резолютивную часть решения следующим образом:
взыскать с фио в пользу ИФНС России N 29 по адрес задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере сумма
Взыскать с фио в доход бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 12 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.