Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В.
Судей фио, фио
при секретаре Аликсиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании, по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Тверского районного суда адрес от 01.12.2022 года по административному делу N 2а-1406/2022 по административному иску Панина Ильи Романовича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании решения незаконным, о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Панин И.Р. обратился в суд с административным иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в котором просит признать незаконным решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации по ограничению доступа к информационному ресурсу https://cherta.media/ и https://vk.com/cherta.media/, признать незаконными действия Роскомнадзора по ограничению доступа к сайту https://cherta.media/ и https://vk.com/cherta.media/, обязать устранить допущенное нарушение прав административного истца путем направления операторам связи уведомления о незамедлительном возобновлении доступа к ресурсам: https://cherta.media/ и https://vk.com/cherta.media/. Требования мотивированы тем, что 24.07.2022 был заблокирован, принадлежащий истцу интернет - ресурс https://cherta.media/, а также страница группы "Черта" в социальной сети "Вконтакте": https://vk.com/cherta.media/. Принадлежность Панину И.Р. доменного имени https://cherta.media/ подтверждается информационным письмом ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" от 25.08.2022. На официальном сайте Роскомнадзора опубликован реестр информации, распространяемой с нарушением закона, а именно ст.15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". При обращении с запросом по данному реестру стало известно, что доступ к сайту https://cherta.media/ ограничен на основании требования Генеральной прокуратуры РФ от 24.07.2022. При этом, никакой официальной информации от контролирующих органов в адрес владельца ресурса не поступало. Доступ к группе "Черта" в социальной сети "Вконтакте" также заблокирован на основании требования Генеральной прокуратуры РФ от 07.07.2022.
По мнению административного истца, действия и решения государственных органов по блокировке доступа к перечисленным информационным ресурсам являются незаконными, поскольку нарушают право на свободное выражение мнения и свободное распространение информации, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Принадлежащий истцу интернет - ресурс https://cherta.media/ был заблокирован без предоставления какой-либо информации о страницах, содержащих по решению Генеральной прокуратуры РФ незаконную информацию. Аналогичным образом была заблокирована, и группа "Черта" в социальной сети "Вконтакте". Административные ответчики не привели никакого обоснования распоряжения о блокировке ресурса целиком.
Решением Тверского районного суда адрес от 01.12.2022 года постановлено: "В удовлетворении исковых требований Панина Ильи Романовича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании решения незаконным, о признании незаконными действий, обязании устранить нарушения - отказать".
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит об отмене данного судебного акта как незаконного, поскольку судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, не правильно определены обстоятельства по делу и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Судом не учтено, что интернет - ресурс https://cherta.media/ заблокирован без предоставления информации о размещении информации, которая могла являться основанием для блокировки сайта.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца действующей по доверенности фио, возражения представителя административного ответчика Роскомнадзора по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не усматривает.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В ходе рассмотрения административного иска, суд первой инстанции установил, что административному истцу Панину И.Р. принадлежит доменное имя https://cherta.media/.
08.07.2022г. Генеральной прокуратурой РФ внесено требование N27-31-2022/Ид9688-22, адресованное руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, из которого следует, что по результатам мониторинга сети "Интернет" Генеральной прокуратурой РФ выявлены материалы о размещении в сети "Интернет" недостоверной информации, направленной на дестабилизацию общественно - политической обстановки в Российской Федерации.
По электронному адресу: https://vk.com/cherta.media/ выявлены видео - и текстовые материалы, содержащие недостоверную общественно - значимую информацию относительно специальной военной операции на адрес, ядерной войне, всеобщей мобилизации и другой, которая по данным официальных источников Российской Федерации, в том числе Министерства обороны России, не соответствует действительности, формирует у людей панические настроения, создает предпосылки к массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности.
24.07.2022 г. Генеральной прокуратурой РФ вынесено требование N27-31-2022/Ид10393-22, адресованное руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам.
Из данного требования следует, что на интернет - ресурсе https://cherta.media/ выявлены видео - и текстовые материалы, содержащие недостоверную общественно - значимую информацию относительно специальной военной операции на адрес, ядерной войне, всеобщей мобилизации и другой, которая по данным официальных источников Российской Федерации, в том числе Министерства обороны России, не соответствует действительности, формирует у людей панические настроения, создает предпосылки к массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности.
Во исполнение указанного требования Роскомнадзором в соответствии с п. 3 ч.2 ст.15.3 Федерального закона N 149-ФЗ на электронный адрес провайдера хостинга информационного ресурса https://cherta.media/ направлено уведомление о нарушении порядка распространения информации с требованием принять меры по удалению информации, распространяемой с нарушением закона.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований. При этом суд исходил из того, что оспариваемые административным истцом решения и действия административных ответчиков совершены при соблюдении требований действующего законодательства; оспариваемая мера реагирования применена надлежащим уполномоченным должностным лицом Генеральной прокуратурой Российской Федерации; процедура ограничения доступа к информационному ресурсу соблюдена, должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца.
Решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 24.07.2022г. основано на положениях Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на адрес в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 - 1.4 настоящей статьи, незамедлительно: -направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию; -определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация; -направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;-фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.
Порядок направления вышеуказанного уведомления регламентирован пунктом 41 Порядка функционирования Информационной системы взаимодействия, утвержденного приказом Роскомнадзора от 12.08.2013 N 912 (зарегистрирован Минюстом России 26.11.2013, регистрационный N 30454).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, является Роскомнадзор.
В соответствии с пунктом 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Роскомнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
Приказом Роскомнадзора от 12.03.2021 N 25 утверждено Положение об Управлении контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения об Управлении, Управление контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций осуществляет взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках реализации статьи 15.3 Федерального закона N 149-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 3.9 Положения об Управлении организует взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов в сети "Интернет", а также иными лицами, обеспечивающими размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет" информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствии с положениями статей 10.1, 10.5, 10.6, 15.1, 15.1-1 - 15.3, 15.8, 15.9 Федерального закона N 149-ФЗ.
Учитывая вышеприведенные положения закона, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, поскольку оспариваемые решения о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам вынесены должностным лицом Генеральной прокуратуры Российской Федерации в пределах его компетенции при наличии законных оснований, прав и законных интересов административного истца не нарушало, а также законности действий Роскомнадзора, которые были обусловлены соответствующим требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, являющимся для Роскомнадзора обязательным к исполнению.
Выводы суда основаны на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. При этом судом первой инстанции правомерно указано, что подлежащие публичной защите требования охраны общественного порядка несовместимы с осуществлением деятельности, свидетельствующей о распространении информации запрещенной федеральными законами. Проведенными мероприятиями по мониторингу интернет - ресурсов в сети "Интернет" выявлены материалы по размещению заведомо ложной общественно значимой информации, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности. Указанные обстоятельства административным истцом не опровергнуты. Кроме этого, судом первой инстанции учтено, что на момент рассмотрения спора доступ к странице информационного ресурса https://vk.com/cherta.media/ ограничивается администрацией социальной сети "Вконтакте" и действий по ограничению к данной странице со стороны Роскомнадзора не осуществлялось.
Доводы апелляционной жалобы, по своей сути, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, законно распределил бремя доказывания между сторонами, выводы суда соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела; последние нашли свое объективное подтверждение в совокупности собранных по административному делу доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 01.12.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.11 2023 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.