Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио
судей фио, фио
при секретаре Дорониной К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Измайловского районного суда адрес от 19.12.2022г. по административному делу N 2а-567/2022 по административному иску Ромашкина Михаила Васильевича к Государственному бюджетному учреждению адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости", Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес о признании незаконными акта подтверждения факта нецелевого использования земельного участка и действий по сносу объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Ромашкин М.В. обратился в суд с административным иском к Государственному бюджетному учреждению адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости", Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес, уточнив требования в соответствии со ст.46 КАС РФ, просил признать незаконными Акт подтверждения факта нецелевого использования земельного участка от 05.08.2022 N9032463 и действия Госинспекции по недвижимости по сносу ком.В (веранды), учтенной в технической документации адресМосквы МосгорБТИ за итогом общей площади здания, примыкающей к комнате 9 пом.I 1 этажа площадью 26, 3 кв.м по адресу: адрес. В обоснование заявленных требований указал, что является арендатором земельного участка, расположенного по указанному выше адресу, ему на праве собственности принадлежит 3-этажное нежилое здание общей площадью 499 кв.м, расположенное на данном земельном участке по адресу: адрес, состоящая из основной площади 423, 3 кв.м и площади помещений, не входящих в основную площадь здания - всего сумма кв.м, из них: площадь чердака 49, 4 кв.м, площадь веранды - 26, 3 кв.м. 05.08.2022 Госинспекцией по недвижимости составлен Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N9032463. 09.08.2022 административным истцом получено уведомление ГБУ адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее ГБУ МКМЦП) о добровольном демонтаже пристройки площадью 23, 6 кв.м к нежилому зданию по указанному выше адресу, как самовольного строения. В последствии 15.09.2022 пристройка демонтирована силами Госинспекции по недвижимости как самовольное строение. Акт подтверждения факта нецелевого использования земельного участка от 05.08.2022 N9032463 и действия Госинспекции по недвижимости по сносу веранды административный истец считает незаконными, поскольку ими нарушается его Конституционное право собственности, закрепленное ст.35 Конституции Российской Федерации.
Считает, что веранда площадью 26, 3 кв.м не является объектом незаконного строительства, отражена в технической документации ТБТИ и учтена в ЕГРН.
Решением Измайловского районного суда адрес от 19.12.2022 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Ромашкин М.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представители административного истца, действующие по доверенности фио, фио, в судебное заседание административной коллегии явились, просили решение отменить по доводам апелляционной жалобы
Представитель административного ответчика Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес, действующий по доверенности фио в суд апелляционной инстанции явился, просил решение оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости, сочтя возможным на основании ст. ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Судом первой инстанции установлено, что на основании договора аренды от 01.06.2015 г. N М-03-047053 Ромашкину Михаилу Васильевичу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003013:44 по адресу: адрес, площадью 237 кв.м для эксплуатации здания общественно-делового назначения.
На данном земельном участке расположено трехэтажное нежилое здание по адресу: адрес (кадастровый номер 77:03:0003013:1066), площадью 499 кв.м,, принадлежащее на праве собственности Ромашкину Михаилу Васильевичу на основании договоров купли-продажи от 17.08.2006 и от 09.02.2007, о чем в ЕГРП имеется запись о регистрации права N 77-77-12/003/2007-853 от 09.03.2007 (л.д.9).
30.01.2014 г. в ЕГРН внесены изменения, касающиеся общей площади здания, которая составила 423, 3 кв.м, Ромашкину М.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 77-АО N893133 (л.д.10).
В 2006 году к зданию с кадастровым номером 77:03:0003013:1066 на месте комнаты В (веранда), учтенной в технической документации ГБУ адрес МосгорБТИ за итогом общей площади здания, примыкающая к комнате 9 пом.I 1 этажа, возведена пристройка площадью 26, 3 кв.м, которая эксплуатируется под общественное питание.
Как следует из экспликации Восточного ТБТИ, помещение I по адресу: адрес, тип: торговое, последнее обследование 21.07.2006, переоборудовано без разрешения (л.д.12).
Веранда (в) площадью 26, 3 кв.м включена в общую площадь, не входящую в основную площадь здания ("за итогом") - л.д.15.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что сведения в ЕГРН о спорном объекте (пристройке) отсутствуют, на государственный кадастровый учет пристройка (веранда) не поставлена, право собственности на нее в установленном законом порядке не зарегистрировано, разрешительная документация на воздание пристройки административным истцом не представлена.
адрес под цели строительства/реконструкции здания не предоставлялся.
Судом установлено также, что 05.08.2022 Госинспекцией по недвижимости составлен Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N9032463, в котором указано, что на земельном участке расположено трехэтажное нежилое здание по адресу: адрес (кадастровый N77:03:0003013:1066) площадью 423, 3 кв.м. на здание оформлено право собственности фио (запись ЕГРП N77-77-12/003/2007-853 от 09.03.2007). В 2006 году к зданию с кадастровым номером 77:03:0003013:1066 на месте ком.В (веранда), учтенной в технической документации ГБУ адрес МосгорБТИ за итогом общей площади здания, примыкающая к комнате 9 пом.I 1 этажа, возведена пристройка площадью 23, 6 кв.м (так в Акте), которая эксплуатируется под общественное питание.
Согласно данным ЕГРН сведения об объекте отсутствуют, на государственный кадастровый учет пристройка не поставлена, право собственности не зарегистрировано. Разрешительная документация на возведение пристройки не оформлялось, земельный участок под цели строительства/реконструкции не предоставлялся (л.д.43-44).
09.08.2022 г. административному истцу Ромашкину М.В. административный ответчик ГБУ "МКМЦП" направил Уведомление МКМЦН-ИСХ-4149/22 с предложением в срок до 18.08.2022 добровольно демонтировать возведенную пристройку площадью 23, 6 кв.м (так в Уведомлении). В Уведомлении сообщается, что по истечении указанного срока выполнение работ по демонтажу будет обеспечено Госинспекцией по недвижимости в соответствии с постановлением Правительства адрес от 11.12.2013 N819-ПП (л.д.7).
По истечении установленного срока спорный объект силами административного истца не демонтирован, в связи с чем административным ответчиком Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес незаконное (нецелевое) использование земельного участка по указанному выше адресу пресечено, спорный объект демонтирован силами Госинспекции по недвижимости в срок, установленный п.4.1.1 Положения, о чем 15.09.2022 составлен соответствующий Акт N9032841 (л.д.51-53).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, указав на то, что разрешительная документация на возведение спорной пристройки площадью 26, 3 кв.м в установленном порядке ни административным истцом, ни прежним владельцем здания не оформлялась, в судебном заседании административном истцом доказательств получения разрешительной документации не представлено, в связи с чем суд пришел к выводу о законности действий административных ответчиков, правомерности установления фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 года N 184-ПП, является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на адрес и за ее пределами, находящихся в собственности адрес, в том числе являющихся объектами культурного наследия, мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории адрес, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности адрес и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В соответствии с пунктом 7 Положения Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков, находящихся на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Постановлением Правительства адрес от 11.12.2013 N819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (далее Положение).
Согласно п.2.1 Положения под признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков понимается, в том числе, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций.
В пункте 2.6 Положения определено понятие пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, которое включает в себя комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
Пунктом 3.3 Положения в случае выявления управой района адрес, органами исполнительной власти адрес, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес предоставлено право в срок 15 рабочих дней провести обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составить один из следующих актов: акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в адресМосквы; акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа адрес и Департамент городского имущества адрес, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора адрес; и акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества адрес.
Пунктом 4.1.1 Положения предусмотрено, что Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
С учетом положений действующего законодательства суд первой инстанции правомерно определил, что в рамках полномочий административный ответчик - Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес в целях осуществления муниципального земельного контроля на территории адрес, произведено выездное обследование земельного участка по адресу: адрес, по результатам которого в соответствии с пунктом 3.3.2 Положения, утвержденного Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 05.08.2022г N 9032463.
Составленный административным ответчиком акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка - является документов, направленным на фиксирование результатов, проведенного Госинспекцией по недвижимости обследования земельного участка в рамках предоставленных ему полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности адрес, и земельных участков на территории адрес, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем доводы административного истца, указанные в апелляционной жалобе, что суд положил в основу решения суда ненадлежащим образом полученные доказательства, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Судом первой инстанции правомерно определены обстоятельства, имеющие существенное значения для дела, распределено бремя доказывания между сторонами, произведена оценка представленных доказательств с учетом требований относимости, допустимости и достоверности, что позволило суду прийти к обоснованному выводу, что административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств незаконности действий административных ответчиков при осуществлении регионального государственного контроля за использованием объектов нежилого фонда на территории адрес, мероприятий по муниципальному земельному контролю за использованием земель на территории адрес и организации охраны земель, находящихся в собственности адрес в целях пресечения самовольного занятия и незаконного использования, Таким образом, обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы по настоящему делу, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы правовое значение для разрешения спора, по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 19.12.2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 29.11.2023г.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.