Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Компания Бонанза" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" в части пункта 15006.1 приложения 2 (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 949-ПП),
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 29 декабря 2014 года принято постановление N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" (далее - Постановление).
Пунктом 2.2 постановления N 832-ПП от 29.12.2014 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы (приложение 2 к постановлению) (далее - Региональная программа).
Пунктом 15006.1 приложения 2 к Постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 949-ПП) в Региональную программу включен дом по адресу: г. Москва, АДРЕС.
ООО "Компания Бонанза" обратилось в Московский городской суд с административным иском о признании не действующим Постановления в части включения многофункционального комплекса по адресу: г. Москва, АДРЕС в Региональную программу, ссылаясь на то, что здание согласно сведениям ЕГРН является нежилым и не может быть отнесено к многоквартирным домам. Соответственно, обжалуемый пункт Постановления противоречит положениям статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой содержится понятие многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Компания Бонанза" по доверенности Засимов В.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представители административного ответчика Правительства Москвы Говорова Л.Е, Радиулова Н.А. возражали против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ТСЖ "Покровский берег" Коновалова А.Б. просила в иске отказать.
Представители Управления Росреестра по Москве, ГБУ "МосгорБТИ", ППК "Роскадастр" в лице Филиала по Москве участия в судебном заседании не принимали.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Цветковой О.В, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером ПОМ в здании с кадастровым номером ОКС по адресу: г. Москва, АДРЕС.
Поскольку вышеназванное здание включено в Региональную программу, на административном истце с учетом положений статей 167-169 Жилищного кодекса Российской Федерации лежит обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ООО "Компания Бонанза", а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд руководствуется следующим.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Жилищным законодательством регулируются, в том числе, отношения, связанные с пользованием общим имуществом собственников помещений (пункт 3 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержания и ремонта жилых помещений (пункт 6 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), уплатой взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (статья 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений установлены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целях организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми в частности утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (статья 168 Жилищного кодекса РФ).
Пунктом 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В силу пунктов 16.4, 16.5 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в жилищной сфере города Москвы относится подготовка и утверждение региональной программы (подпрограмм) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планов реализации указанной программы в порядке и в соответствии с требованиями, которые установлены Правительством Москвы; определение в региональной программе (подпрограммах) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, краткосрочных планах реализации указанной программы очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из сроков эксплуатации многоквартирных домов, их технического состояния, а также иных критериев, устанавливаемых Правительством Москвы.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" установлено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Постановление Правительства Москвы N 832-ПП от 29 декабря 2014 года подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 30 декабря 2014 года, и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 1, 8 января 2015 года; его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Проверяя постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года N 832-ПП в части включения в региональную программу дома, в котором находится принадлежащее административному истцу нежилое помещение, суд исходит из следующего.
Статья 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно части 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
В свою очередь в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации дано понятие общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме; иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
По смыслу названных норм многоквартирным домом признается здание, в котором имеется две и более квартиры, а также общее имущество, принадлежащее собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, включая лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, технические подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения" (пункт 3.21), многоквартирный дом: оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом, объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 года N 37, в техническом паспорте на здание указывается его общая площадь, которая состоит из площади жилых и нежилых помещений. Также согласно пункту 3.41 Инструкции отдельно подсчитываются площади помещений общественного назначения, встроенных в жилые дома.
В соответствии с техническим паспортом ГБУ "МосгорБТИ" на спорное здание в нем имеется 22 квартиры, нежилые помещения, принадлежащие отдельным собственникам, которые учтены как общая площадь здания. Отдельной строкой учтена площадь, не входящая в общую площадь здания. Из экспликации к поэтажному плану на здание усматривается, что к помещениям, не входящим в общую площадь здания, отнесены помещения техподполья, чердака, лестниц, коридоров и прочих помещений.
В такой ситуации здание по адресу : г. Москва, АДРЕС в полной мере отвечает понятию многоквартирного дома, закрепленному в статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку состоит из более чем двух квартир и включает в себя общее имущество, предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме, следовательно правомерно включено в Региональную программу.
Тот факт, что согласно сведениям ЕГРН и техническому паспорту здание поименовано как нежилой многофункциональный комплекс само по себе о противоречии оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не свидетельствует. Так, определяющим признаком для отнесения здания к категории многоквартирного дома в соответствии с вышеизложенными требованиями жилищного законодательства является соответствие его требованиям части 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного выше, принимая во внимание, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт не противоречит нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, принят высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы в пределах компетенции, без нарушения прав и свобод административного истца, а также был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ООО "Компания Бонанза" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.