Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Компания СпецСтройИнвест" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части пунктов 1767, 1768 приложения 2 к постановлению,
УСТАНОВИЛ:
11 декабря 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление, постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 11 декабря 2013 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 17 декабря 2013 года.
Пунктом 1.2 названного постановления утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее также Перечень, приложение N 2). Пунктами 1767, 1768 приложения N 2 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 14 мая 2019 года N 500-ПП) в Перечень включены адресные ориентиры: город Москва, АДРЕС (здание); АДРЕС, стр. 7 (надстройка).
ООО "Компания СпецСтройИнвест" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части включения в Перечень пунктов 1767, 1768, в обоснование требований указав на то, что объекты недвижимости, находящиеся по адресу: город Москва, АДРЕС; АДРЕС, стр. 7, признанные самовольными постройками вступившими в законную силу судебными актами, демонтированы. В такой ситуации пункты 1767, 1768 Перечня противоречит положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца Ваганова Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Мясников И.И. против удовлетворения заявленных требований возражал.
Представители Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы участия в судебном заседании не принимали.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Цветковой О.В, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что ООО "Компания СпецСтройИнвест" является собственником нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 по адресу: город Москва, АДРЕС; нежилого здания с кадастровым номером ОКС2 по адресу: город Москва, АДРЕС, стр. 7, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Указанные здания находятся на земельном участке с кадастровым номером ЗУ по адресу: город Москва, АДРЕС.
Как было указано выше, принадлежащие административному истцу здания включены в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП.
Согласно пунктам 2.10.1.6 приложения 9, 2.10.1.8 приложения 13, 2.10.1.33 приложения 15 к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", включение объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП Перечень является основанием для отказа в предоставлении государственных услуг по изменению разрешенного использования земельного участка; выдаче дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в г. Москве; предоставлении земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке.
Соответственно, административный истец как собственник зданий, включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения, о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, лишен возможности дальнейшей реализации прав собственника нежилого здания. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права ООО "Компания СпецСтройИнвест", а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", пунктов 2, 13 статьи 11, пункта 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
В соответствии с требованиями статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, которое, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", официально опубликовано и подписано Мэром Москвы, следовательно, оно введено в действие в установленном порядке.
Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Проверяя оспариваемое в части Постановление на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу положений пункта 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" о рганы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Как указано в пункте 2 приведенной нормы субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Полномочия собственника в отношении земельного участка по адресу: город Москва, АДРЕС осуществляет Правительство Москвы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Принимая во внимание, что государственное управление земельными участками предполагает проведение, в том числе и контрольных мероприятий за целевым использованием таких земельных участков, а утверждение в связи с этим Перечня объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведённых) для целей строительства (реконструкции), и в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, само по себе, будучи по своей сути формой контроля по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, не может расцениваться как снижение уровня правовых гарантий лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по их владению и пользованию, Правительство Москвы в случае выявления признаков самовольных построек у расположенных на таком земельном участке строений вправе включать их в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 1 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2022 года и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2022 года, удовлетворены требования Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы к ООО "Компания СпецСтройИнвест" о признании самовольными постройками следующих помещений в здании по адресу: город Москва, АДРЕС: эт. 1, пом. II, ком. 1 площадью 3 кв.м.; пом. III, ком. 1 площадью 5, 1 кв.м.; эт. 2, пом. V, ком. 49-50 площадью 9, 5 кв.м.; эт. 1, пом. I, ком. 15 площадью 7, 7 кв.м.; эт. 2, пом. V, ком. 1-48 площадью 1295, 95 кв.м.; эт. 3, пом. VIII, ком. 1-4 площадью 35 кв.м.; эт. 5, пом. XI, ком. 1-4 площадью 37, 2 кв.м.; мансардный этаж пом. XII, ком. 1 площадью 35 кв.м.
На ООО "Компания СпецСтройИнвест" возложена обязанность по приведению здания в первоначальное состояние в соответствии с документами БТИ.
Также решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2021 года и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2022 года, удовлетворены требования Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы к ООО "Компания СпецСтройИнвест" о признании самовольными постройками следующих помещений в здании по адресу: город Москва, АДРЕС, стр. 7: помещение VI (комнаты 1-20) и VII (комнаты 1-1а) мансардного этажа площадью 485, 3 кв.м и помещение пристройки 1-го этажа площадью 71, 8 кв.м.
На ООО "Компания СпецСтройИнвест" возложена обязанность по приведению здания в соответствии с технической документацией БТИ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что здания с кадастровыми номерами ОКС1 и ОКС2 являются самовольными постройками, а решениями арбитражных судов на ООО "Компания СпецСтройИнвест" возложена предусмотренная пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по их приведению в соответствие с первоначальными параметрами, суд приходит к выводу, что у Правительства Москвы имелись достаточные основания для включения пунктов 1767, 1768 в приложение N 2 к Постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 14 мая 2019 года N 500-ПП).
Между тем материалами дела установлено, что помещения, размещенные в здании по адресу: город Москва, АДРЕС, стр. 7, возведенные без разрешительной документации, демонтированы, что подтверждается ответом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 11 мая 2022 года. В указанной ситуации административный истец обратился в Управление Росреестра по Москве с целью внесения соответствующих изменений в ЕГРН. Однако уведомлением от 7 сентября 2022 года регистрационные действия были приостановлены по тем основаниям, что указанный объект включен в перечень, утвержденный приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП. Соответственно, административный истец лишен реализовать права собственника нежилого здания, несмотря на то обстоятельство, что решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 сентября 2021 года им исполнено.
Также по результатам осмотра, проведенного 23 августа 2023 года, установлено, что помещения, размещенные в здании по адресу: город Москва, АДРЕС, возведенные без разрешительной документации, демонтированы, что подтверждается ответом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 15 сентября 2023 года. Тем самым решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 марта 2022 года исполнено.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП п еречень, указанный в приложении 2 к настоящему постановлению, подлежит актуализации не реже одного раза в квартал.
Несмотря на фактическое исполнение решений арбитражного суда в нарушение пункта 2.1 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП Перечень, указанный в приложении 2, не актуализирован, в связи с чем оспариваемые пункты противоречат положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как объекты самовольного строительства приведены в первоначальное состояние.
При указанных обстоятельствах суд удовлетворяет административное исковое заявление ООО "Компания СпецСтройИнвест" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП.
С учетом того, что постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в оспариваемой части ранее применялось, суд признает указанный правовой акт недействующим с момента вступления настоящего решения суда в силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим пункты 1767, 1768 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.