Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 7 октября 1999 г. N А09-2909/99-15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца С.И.В. - ю/к (дов. N 24-1д от 22.06.99 пост.), Х.Т.В. - директора (дов.N 16-1д от 23.03.99 пост.), от ответчика К.С.И. - спец. 1 кат. (дов. N 30 от 11.01.99 пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Управления федеральной службы налоговой полиции РФ по Брянской области от 15.07.99 по делу N А09-2909/99-15, установил:
ЗАО "Б" обратилось в интересах филиала - Брянский химический завод с иском о признании недействительным постановления УФСНП РФ по Брянской области от 09.04.99 о применении санкций за налоговые правонарушения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.07.99 исковые требования удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о том, что органы налоговой полиции не наделены правом привлекать плательщиков к ответственности, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт по делу как безосновательный. Заявитель считает, что права органов налоговой полиции определены законом, регламентирующим их деятельность, и не могут быть ограничены рамками Налогового кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Как видно из материалов дела, УФСНП РФ по Брянской области в период с 09.12.98 по 25.02.99 проведена проверка правильности исчисления и полноты уплаты налогов филиалом ЗАО "Б" - Брянским химическим заводом.
По результатам проверки налоговой полицией составлен акт от 12.03.99 и вынесено постановление от 09.04.99 о взыскании с АО "Б" сумм доначисленных налогов, пени и штрафных санкций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Наряду с оспариванием выводов проверяющих о доначислении отдельных видов налогов, а также пени, плательщик указал в исковом заявлении, что налоговая полиция, предъявляя ко взысканию штрафные санкции, превысила полномочия, предоставленные ей Налоговым кодексом Российской Федерации.
Суд полно и всесторонне исследовал доводы сторон и пришел к обоснованному выводу об правомерности заявленных исковых требований.
Налоговым кодексом РФ разграничены права и обязанности органов Федеральной службы налоговой полиции и налоговых органов, к которым относятся Госналогслужба РФ и ее территориальные подразделения.
В соответствии со ст. 31 указанного кодекса взыскание недоимок по налогам и пени, а также предъявление в суд требований о взыскании налоговых санкций, отнесено к компетенции налоговых органов.
Органы налоговой полиции такими полномочиями не наделены и не обладают правом вынесения решений о доначислении налогов и применении санкций по результатам проведенных проверок (ст. 36 НК РФ).
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что к отношениям, складывающимся в процессе производства по делу о налоговых нарушениях, допущенных Брянским химзаводом, необходимо применять законодательство, которое определяло порядок взыскания налоговых санкций на момент начала проверки, т.е. 09.12.98, несостоятельны.
Федеральным законом РФ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (ст. 7) установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в связи с принятием НК РФ, действуют в части, не противоречащей части первой кодекса.
Учитывая, что к моменту составления акта и реализации результатов проверки налоговой полиции был определен иной порядок и круг лиц, правомочных выносить решения о доначислении налогов, пени и применении штрафных санкций, нормы законодательства, устанавливающие право налоговой полиции такие действия совершать, утратили силу.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на Определение Конституционного Суда РФ от 14.02.99 N 17-0 в подтверждение своей позиции о правомочности органов налоговой полиции принимать решения о привлечении плательщиков к налоговой ответственности неосновательна, поскольку указанный судебный акт вынесен по конкретной жалобе и не содержит выводов, касающихся существа настоящего спора.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Определения Конституционного суда РФ следует читать как "от 04.02.99 г."
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 15.07.99 по делу N А09-2909/99-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу УФСНП РФ по Брянской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 октября 1999 г. N А09-2909/99-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании