Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "РЖД" Дружковой А.Г. на постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 11 октября 2022 г., которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и подвернуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ
16 августа 2022 г. Сыктывкарским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" (далее - также Общество).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении со всеми материалами дела направлено на рассмотрение в Басманный районный суд г.Москвы, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
В настоящей жалобе защитником поставлен вопрос об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ОАО "РЖД" состава вмененного административного правонарушения. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что действия ОАО "РЖД" по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ квалифицированы неверно, истек срок давности привлечения к административной ответственности, имеются основания для назначения административного наказания ниже низшего предела.
ОАО "РЖД" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Сыктывкарский транспортный прокурор о времени и месте судебного заседания извещен, в суд не явился.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на субъекты транспортной инфраструктуры возложена ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности").
Статьей 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35- ФЗ от 06 марта 2006 г. установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на одном из таких принципов, как приоритет мер предупреждения терроризма.
Правовой анализ положений ст. 3 Закона N 35-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под противодействием терроризму наряду с иными видами понимается деятельность по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства принят Федеральный закон от 09 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ).
На основании п. 10 ст. 1 Закона N 16-ФЗ под транспортной безопасностью законодатель понимает состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона N 16-ФЗ под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Подпунктом "а" п. 5 ст. 1 Закона N 16-ФЗ установлено, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. "в" п. 5 "Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта", утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 (далее - Требования) СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций, а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В соответствии с абз. 1 подп. "и" п. 5 Требований СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
В соответствии с подп. "к" п. 5 Требований СТИ в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры обеспечивать доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком, определяемым в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведенной 2 августа 2022 г. Сыктывкарской транспортной прокуратурой проверки выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении Северной дирекцией управления движением - структурным подразделением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" по адресу: адрес требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Микунь, включенной в реестр категорированных объектов первой категории за номером ЖСУ114085, собственником которой является ОАО "РЖД", а именно: подразделение транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Микунь не образовано (не сформировано) и не привлечено; положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ железнодорожная станция Микунь не разработано и не утверждено; железнодорожная станция Микунь не обеспечена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Факт совершения вмененного административного правонарушения и вина ОАО "РЖД" в его совершении, подтверждены следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 августа 2022 г.; решением о проведении проверки от 27 июля 2022 г.; ответом на запрос с приложением; требованием о предоставлении информации; копией акта проверки от 2 августа 2022 г.; фотоматериалами; положением о Сольвычегодском центре организации работы; распоряжениями о внесении изменений в положение о Сольвычегодском центре организации работы железнодорожных станций; положением о Северной дирекции управления движением; распоряжениями о внесении изменений; выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о недоказанности вины ОАО "РЖД" в совершении названного административного правонарушения, является несостоятельным, поскольку совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Материалами настоящего дела установлено, что ОАО "РЖД" являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения положений указанных Требований, однако не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и, которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Довод жалобы об отсутствии в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, о том, что положения абзаца 1 подпункта "и" пункта 5 Требований к ОАО "РЖД" не применимы, поскольку Общество не является аккредитованным юридическим лицом в качестве подразделения транспортной безопасности в соответствии с ч.9 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утв. Приказом Минтранса России от 01.04.2015 N 145, согласно уставу не осуществляет деятельность в качестве подразделения транспортной безопасности, отклоняются как несостоятельные, поскольку в соответствии с подп. "а" п. 5 и п. 9 ст. 1 Закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Микунь, и на него распространяется действие Закона N 16-ФЗ и Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633. ОАО "РЖД" обязано исполнять требования по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ, о чем Обществу, разработавшему организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности железнодорожной станции Микунь, было достоверно известно, однако требования законодательства о транспортной безопасности Общество нарушило.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.3 ст. 11.15.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Вопреки доводу жалобы, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Из материалов дела не следует, что в данном случае наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 11 октября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Е.А. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.