Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "АПФ "Кутузово" Новикова Д.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 426/7 от 12 августа 2020 г., решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 29 августа 2022 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении ООО "АПФ "Кутузово",
УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 426/7 от 12 августа 2020 г. ООО "АПФ "Кутузово" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник ООО "АПФ "Кутузово" Новиков Д.В. обратился с жалобой в Солнечногорский городской суд Московской области, решением судьи которого 30 июня 2021 г. данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, защитник ООО "АПФ "Кутузово" Вострикова К.А. обратилась с жалобой в Московский областной суд, решением судьи которого от 23 декабря 2021 г. решение судьи Солнечногорского городского суда Московской области отменено, дело направлено на рассмотрение по подведомственности в Симоновский районный суд г. Москвы.
Решением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 29 августа 2022 г. постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 426/7 от 12 августа 2020 г. изменено в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма, штраф снижен до сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "АПФ "Кутузово" Новиков Д.В. просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что доказательства, полученные в результате мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, являются недопустимыми, ввиду проведения обследования земельных участков неуполномоченными лицами, допущенных нарушений при составлении планового (рейдового) задания, оформлении результатов плановых (рейдовых) осмотров; ООО "АПФ "Кутузово" производило земляные работы по благоустройству и вертикальной планировке земельного участка на основании Ордера от 26.12.2019, указанные работы не привели к тяжким последствиям, ущерб водным биологическим ресурсам является незначительным, что свидетельствует о малозначительности деяния; в нарушение ч.4 ст.4.1 КоАП РФ, ООО "АПФ "Кутузово" дважды привлекается к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
В судебном заседании защитники ООО "АПФ "Кутузово" Ляпунов А.И, Фирсов А.В. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитников, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ наступает за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Статьей 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N52-ФЗ "О животном мире" предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного Кодекса Российской Федерации, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 60 Водного Кодекса Российской Федерации, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно ч. 1 и ч.2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Пунктом 2 части 4 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок согласования деятельности, оказывающей влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания, определен Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, ООО "АПФ "Кутузово" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070603:2175, 50:09:0070603:2177, 50:09:0070603:770.
ООО "АПФ "Кутузово" выдан ордер на право производства земляных работ на земельных участках с вышеуказанными кадастровыми номерами.
28 февраля 2020 г, с 10 часов 40 минут по 13 часов 10 минут, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, на участке водотока реки Горетовка, относящейся к водным объектам рыбохозяйственного значения второй категории, имеющей протяженность около 29 км, протекающего вблизи земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070603:2175, 50:09:0070603:2177, 50:09:0070603:770, расположенных вблизи адрес г. адрес, установлено, что собственником указанных земельных участков ООО "АПФ "Кутузово" без обязательного согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, осуществлена вертикальная планировка указанных земельных участков.
Действия ООО "АПФ "Кутузово" квалифицированы по ч.ч. 1, 2 ст. 8.42 КоАП РФ.
Факт указанных административных правонарушений и вина ООО "АПФ "Кутузово" в их совершении подтверждаются доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: плановым (рейдовым) заданием N 86 от 25.02.2020; актом обследования акватории водного объекта рыбохозяйственного значения и планового (рейдового) осмотра его водоохранной зоны от 28.02.2020 с картой-схемой к акту обследования реки Горетовка, вблизи д. адрес адрес и фототаблицей; ордером на право производства земляных работ; рыбохозяйственной характеристикой реки Горетовка вблизи адрес г. адрес кадастровой выпиской о земельном участке; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "АПФ "Кутузово"; протоколом об административном правонарушении от 09.04.2020 и иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, полно, объективно и всесторонне исследовали все имеющиеся по делу доказательства и, дав им надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "АПФ "Кутузово" составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии событий административных правонарушений и доказанности вины общества в их совершении.
Доводы жалобы о недопустимости доказательств, положенных в основу вывода о виновности Общества в совершении вмененных административных правонарушений, в связи с допущенными нарушениями при составлении плановых (рейдовых) заданий и при оформлении результатов плановых (рейдовых) осмотров, отклоняются как несостоятельные.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
С татьей 13.2 того же Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий; порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.
Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
Таким образом, плановые (рейдовые) осмотры не являются проверкой юридического лица по смыслу Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из материалов настоящего дела усматривается, что в отношении ООО "АПФ "Кутузово" на основании планового (рейдового) задания начальника отдела проводилось плановое рейдовое мероприятие по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами законодательства РФ в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, не являющееся проверкой, при его проведении взаимодействие с ООО "АПФ "Кутузово" не осуществлялось, на юридическое лицо не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Таким образом, в отношении Общества не проводилась проверка, порядок проведения которой регулируется Федеральным закон ом от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", уведомления юридического лица о проведении такого планового (рейдового) мероприятия и составления акта по результатам проверки не требовалось.
Из совокупности имеющихся в деле доказательств следует, что на момент обследования акватории водного объекта рыбохозяйственного значения и планового (рейдового) осмотра его водоохранной зоны, проведенного на основании планового (рейдового) задания, факт правонарушений, допущенных ООО "АПФ "Кутузово", имел место, он был выявлен и зафиксирован в установленном порядке. Каких-либо нарушений требований закона при проведении обследования и оформлении его результатов не допущено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении N 1743-О-О от 21 декабря 2011 г, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Проявление последствий причинения вреда окружающей среде в силу своей природы не может иметь четко определенных ни временных, ни пространственных границ. Так, последствия причиненного окружающей среде вреда могут быть отдалены на несколько лет и распространяться на значительное географическое пространство.
Поскольку состав вменяемых Обществу административных правонарушений является формальным, вредом признается осуществление деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения предусмотренных законом мер по их сохранению, а также без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, довод жалобы о незначительности ущерба водным биологическим ресурсам, причиненного в результате проводимых ООО "АПФ "Кутузово" земляных работ, является несостоятельными.
Довод жалобы о том, что ООО "АПФ "Кутузово" дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, не нашел объективного подтверждения в ходе судебного заседания, опровергается совокупностью исследованных доказательств. Как следует из решения Симоновского районного суда г. Москвы от 29.08.2022 по делу N 12-1384/2022 об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении ООО "АПФ "Кутузово", предметом проверки суда являлось постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 330/7 от 29.07.2020, вынесенное в отношении ООО "АПФ "Кутузово" по факту административных правонарушений, выявленных в ходе иного обследования, проведенного 06.02.2020 г. на иных земельных участках. Факт административных правонарушений, зафиксированных в различные время и месте, образует самостоятельные составы административных правонарушений.
Предусмотренных законом оснований для прекращения производства по делу не имеется.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, ссылок на такие доказательства поданная жалоба также не содержит, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства у Общества имелась.
ООО "АПФ "Кутузово", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае Обществом сделано не было.
Довод жалобы о малозначительности деяния отклоняется как несостоятельный.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью рассматривающего дело должностного лица, суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1, 2 ст. 8.48 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере общественных отношений, устанавливаемых в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания. Нарушение требований законодательств а о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов создает непосредственную угрозу причинения вреда окружающей природной среде, в связи с чем, невыполнение данных требований указывает на высокую степень общественной опасности совершённых правонарушений. Таким образом, с учетом признаков объективной стороны данных административных правонарушений, существенно нарушающих охраняемые общественные отношения, оснований для признания правонарушений малозначительными не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, назначено Обществу в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1, ч.2 ст.4.4 и ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Московской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству N 426/7 от 12 августа 2020 г, решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 29 августа 2022 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении ООО "АПФ "Кутузово" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Е.А. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.