Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и дополнениям к ней защитника ООО "Давас ЛТД" по доверенности Дьяковой Е.Ю. на постановление судьи Таганского районного суда адрес от 11 апреля 2022 года, которым ООО "Давас ЛТД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
15 февраля 2022 года консультантом Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия в отношении ООО "Давас ЛТД" составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Таганский районный суда адрес, судьей которого вынесено вышеприведенное постановление.
В настоящее время в Московский городской суд данное постановление обжалует защитник ООО "Давас ЛТД" по доводам поданных жалобы и дополнениям к ней, согласно которым, срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела истек, с учетом того, что вменяемое правонарушение не является длящимся; задание на проведение работ по сохранению культурного наследия Департаментом культурного наследия адрес выдано обществу лишь16 марта 2023 года, 20 марта 2023 года данное задание обществом передано в проектную организацию ООО "Мастерская культурного наследия" для завершения работ по проектированию; не принята во внимание позиция стороны защиты, представленные доказательства принятия обществом всех возможных мер по сохранению объекта культурного наследия, им не дана должная оценка; решением Арбитражного суда адрес от 19 мая 2023 года по делу NА40-16204\2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2023 года N09АП-44016\2023-ГК, Департаменту культурного наследия адрес отказано в удовлетворении требования об изъятии у ООО "Давас ЛТД" объекта культурного наследия с указанием на то, что общество находится в процессе выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия; в действиях общества отсутствует состав правонарушения по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, его вина не доказана.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Давас ЛТД", будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фиоЮ, в полном объеме поддержавшей изложенные в жалобе и дополнениях доводы, настаивавшей на их удовлетворении.
Представители Департамента культурного наследия адрес по доверенности фио и фио возражали против удовлетворения доводов жалобы и дополнений к ней, сочтя оспариваемое судебное постановление законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам совокупности которых достаточно для квалификации действия общества по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителей административного органа, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется в силу следующего.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч. 1 ст. 40 вышеназванного Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Частью 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно ч.2 ст.47.2 того же Федерального закона, состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
На основании п. 1 ч. 1 и ч.2 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 настоящего Федерального закона, между сторонами договора устанавливается указанным договором, если иное не предусмотрено статьей 47.6 настоящего Федерального закона (ч.11 ст.48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Частью 3 ст. 20 Закона адрес от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" предусмотрено, что юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Условия содержания и режим использования недвижимых памятников истории и культуры и их территории определяется государственным органом охраны памятников для каждого памятника, являющегося государственной собственностью и находящегося в аренде и ином пользовании на основании соответствующего охранного документа, в том числе охранного обязательства, на что указано в ч. 1 ст. 21 Закона адрес от 14 июля 2000 года N 26.
Исходя из положений ч. 2 ст. 22 Закона адрес от 14 июля 2000 года N 26, пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников; предварительно уведомлять уполномоченный орган о намечаемых ремонтно-реставрационных работах, о продаже и ином отчуждении недвижимого памятника истории и культуры; обеспечивать доступ к памятнику истории и культуры и на его территорию представителей уполномоченного органа с целью осмотра, обследования, изучения памятника, проведения охранных и иных мероприятий на недвижимом памятнике истории и культуры и его территории; обеспечивать общественную доступность памятников истории и культуры, предусмотренную в обязательном порядке договорными соглашениями; хранить и при необходимости предоставлять уполномоченному органу документацию на используемый или находящийся в оперативном управлении, хозяйственном ведении или в собственности недвижимый памятник истории и культуры; выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 154-ПП "Об утверждении Положении о Департаменте культурного наследия адрес", Мосгорнаследие в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством адрес меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения в 14.00 час. 25 января 2022 года на основании задания Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия от 18 января 2022 года мероприятий по государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной выявленного объекта культурного наследия "Главный дом городской усадьбы конец ХVIII в.-1810-е гг." на основании распоряжения Департамента культурного наследия адрес от 15 октября 2014 года N888, по адресу: адрес, д.10, стр.1, оформленного в собственность ООО "Давас ЛТД", о чем в ЕГРН 01 октября 2015 года сделана запись регистрации N77-77\011-77\011\013\2015-288\2, поставленного в известность о статусе объекта, получившего 25 февраля 2019 года акт технического состояния объекта от 13 декабря 2018 года NДКН-16-44-2855\8 и предписание от 15 февраля 2019 NПР-АТС-90\2019 о проведении работ по сохранению объекта, согласно перечню видов работ, при соблюдении сроков (периодичности) проведения таких работ, и в соответствии с п.1 раздела 5 и п.п.1, 2 которых надлежало на основании полученного в Мосгорнаследия задания и выводов инженерно-технического обследования объекта разработать проект по сохранению (включая приспособление к современному использованию) и согласовать с Мосгорнаследием в установленном порядке в срок до 01 января 2020 года, однако ООО "Давас ЛТД", в нарушение требований ст.45, п.2 ст.47.2, ст.47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", ст. 20 Закона адрес от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", до настоящего времени, после повторно выданных предписаний от 31 января 2020 года NПР-АТС-7\2020и со сроком выполнения до 01 ноября 2020 года, от 30 ноября 2020 года NПР-АТС-991\2020и со сроком
выполнения до 01 августа 2021 года, не представившего на согласование в Мосгорнаследие проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, включая приспособление к современному использованию, и отчетной документации, в связи с чем действия (бездействие) данного юридического лица квалифицированы по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
Установленные судьей районного суда фактические обстоятельства совершения ООО "Давас ЛТД" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, заданием Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия от 18 января 2022 года на проведение мероприятий по государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной выявленного объекта культурного наследия "Главный дом городской усадьбы конец ХVIII в.-1810-е гг."; распоряжением Департамента культурного наследия адрес от 15 октября 2014 года N888; актом государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками культурного наследия, предложенного (заявленного) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия "Главный дом городской усадьбы конец ХVIII в.-1810-е гг." по адресу: адрес, от 10 декабря 2010 года с приложениями к нему; сведениями ЕГРН; акт технического состояния объекта от 13 декабря 2018 года NДКН-16-44-2855\8; материалами фотофиксации; предписанием от 15 февраля 2019 NПР-АТС-90\2019 о проведении работ по сохранению объекта, согласно перечню видов работ, при соблюдении сроков (периодичности) проведения таких работ; предписаниями от 31 января 2020 года NПР-АТС-7\2020и со сроком выполнения до 01 ноября 2020 года, от 30 ноября 2020 года NПР-АТС-991\2020и со сроком выполнения до 01 августа 2021 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "Давас ЛТД"; выпиской из ЕГРН в отношении объекта недвижимости по вышеназванному адресу; письменными объяснениями генерального директора общества фио, данными при составлении протокола об административном правонарушении; протоколом об административном правонарушении от 15 февраля 2022 года в отношении ООО "Давас ЛТД", в котором подробно приведено
событие административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, указаны нормы Законов, нарушение которых вменяется обществу, перечислены доказательства, при этом права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соблюдены, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, все сведения требуемые ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Указанные доказательства должностным лицом административного органа и судьей районного суда проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе выявленных объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия.
Помимо признанных в установленном законом порядке памятников истории и культуры, государственной охране подлежат и выявленные, но еще не включенные в Единый государственный реестр объекты культурного наследия. Объекты культурного наследия считаются выявленными со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации документов, необходимых для принятия решения о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с вышеназванным Законом.
В качестве требований сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых наступает административная ответственность, рассматривается неизменность облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с его особенностями, а также соблюдение установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия юридического лица правильно квалифицированы по части 3 статьи 7.13 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы в жалобе и дополнениях к ней о том, что задание на проведение работ по сохранению культурного наследия Департаментом культурного наследия адрес выдано обществу лишь 16 марта 2023 года, подлежат отклонению как несостоятельные, так как в соответствии с Порядком предоставления государственной услуги "Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия" в адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2013 года N58-ПП, разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия в адрес по форме, установленной Министерством культуры Российской Федерации, выдается на основании заявления на предоставление такой государственной услуги на бумажном носителе либо в электронной форме с использованием Портала, то есть носит заявительный характер, в связи с чем получение обществом разрешения лишь 16 марта 2023 года связано исключительно с действиями самого заявителя.
Также не могут повлечь отмену оспариваемого судебного акта и ссылки в жалобе на решение Арбитражного суда адрес от 19 мая 2023 года по делу NА40-16204\2022, оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2023 года N09АП-44016\2023-ГК, так как КоАП РФ не предусмотрена норма, указывающая на преюдициальное значение судебных актов по вопросам об обстоятельствах, установленных этими актами в рамках иных дел и в отношении других лиц, при рассмотрении дел об административном правонарушении судья не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Утверждения стороны защиты о том, что общество находится в процессе выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, не свидетельствуют об отсутствии события вменяемого правонарушения и виновности в его совершении ООО "Давас ЛТД", до настоящего времени, после повторно выданных предписаний от 31 января 2020 года NПР-АТС-7\2020и со сроком выполнения до 01 ноября 2020 года, от 30 ноября 2020 года NПР-АТС-991\2020и со сроком выполнения до 01 августа 2021 года, не представившего на согласование в Мосгорнаследие проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, включая приспособление к современному использованию, и отчетной документации.
Частью ст.4.5 КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, который составляет 1 год.
Вопреки позиции заявителя жалобы и дополнений к ней, административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, объектом которого выступают общественные отношения, складывающиеся в области сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации, является длящимся, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь со дня его обнаружения, которым в данном случае является 25 января 2022 года и истекает 24 января 2023 года, дело рассмотрено, постановление вынесено судьей районного суда 11 апреля 2022 года, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ.
С учетом положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", конкретных обстоятельств настоящего дела, характера административного правонарушения, объектом посягательства которого являются общественные отношения в области сохранения объектов культурного наследия, которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, несоблюдение законодательства по сохранению которых приводят к ухудшению внешнего и внутреннего состояния такого объекта, влекут нарушение прав граждан на сохранность объекта культурного наследия, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в данном случае не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о заинтересованности в его исходе.
Приведенные в жалобе доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого выступают общественные отношения, складывающиеся в области сохранения объектов культурного наследия, степени общественной опасности содеянного, имущественного положения юридического лица, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует принципам дифференцированности, законности, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного указанной нормой, не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности, с учетом имущественного положения, обратиться с письменным заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности не нарушены, порядок рассмотрения и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы и дополнений к ней, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Таганского районного суда адрес от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Давас ЛТД" оставить без изменения, жалобу и дополнения к ней защитника по доверенности Дьяковой Е.Ю. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.