Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО "БашМаг" Макея Р.А. на постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2022 г., которым ООО "БашМаг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.35 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ
13 сентября 2022 г. инспектором ОКиАЗО МОВО по СЗАО ФГКУ "УВО ВНГ России по городу Москве" составлен протокол 77ОВО20105N 00177 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.35 КоАП РФ, в отношении ООО "БашМаг" (далее - также Общество).
Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной генеральным директором ООО "БашМаг" Макеем Р.А. в Московский городской суд, поставлен вопрос об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что протокол об административном правонарушении составлен неправомочным должностным лицом; Общество не является субъектом административной ответственности, поскольку торговый объект ООО "БашМаг", расположенный по адресу: адрес не относится к категории торговых объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности, так как его посещаемость не превышает 50 человек; Общество не уведомлялось уполномоченным органом о включении торгового объекта в соответствующий перечень и не должно было принимать решение о создании комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта.
ООО "БашМаг"" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда.
Частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" утверждены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и форма паспорта безопасности торгового объекта (территории).
Согласно п.3 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (далее - Требования) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий) (далее - руководитель объекта).
Согласно п.10 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
Для проведения категорирования торгового объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории) создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих требований (п.14 Требований).
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями (п.18 Требований).
Как следует из материалов дела, 26 августа 2022 г. в 12 часов 00 минут в результате проверки обращения Управы района Строгино г. Москвы от 25.08.2022, МОВО по СЗАО ФГКУ "УВО ВНГ России по городу Москве" выявлен факт нарушения ООО "БашМаг" ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п.10 Требований, а именно: являясь правообладателем торгового объекта - магазина "Обувь", расположенного по адресу: адрес, Общество не осуществило категорирование торгового объекта в интересах его антитеррористической защищенности, что не позволило определить в соответствии с п.18 Требований рекомендации и перечень мер по приведению антитеррористической защищенности торгового объекта и принять предусмотренные п.п.26-45 Требований меры по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта.
Бездействие ООО "БашМаг" квалифицировано по ч.1 ст.20.35 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "БашМаг" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом 77ОВО20105N 00177 об административном правонарушении от 13 сентября 2022 г.; обращением Управы района Строгино г. Москвы от 25.08.2022; актом комиссионной проверки ФГКУ "УВО ВНГ России по городу Москве" от 26.08.2022; актом комиссионной проверки МОВО по СЗАО ФГКУ "УВО ВНГ России по городу Москве" от 26.08.2022г, рапортом начальника ОКиАЗО МОВО по СЗАО ФГКУ "УВО ВНГ России по г.Москве"; уведомлением ООО "БашМаг", направленным 13.05.2022 по адресу места нахождения Общества, указанному в ЕГРЮЛ, о включении в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах СЗАО и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защиты от 12 мая 2022 г.; фотоматериалом; распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 25 апреля 2022 г. N 94-рп с перечнем торговых объектов (территорий), расположенных в пределах СЗАО и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защиты; выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Представленные доказательства оценены судьей по правилам статьи 26.11 КоАП РФ и обоснованно признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что ООО "БашМаг" приняты все зависящие от него меры по выполнению требований законодательства к антиреррористической защищенности объектов (территорий), материалы дела не содержат, тогда как возможность для соблюдения вышеприведенных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у юридического лица имелась, что свидетельствует о его вине.
ООО "БашМаг" обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом отклоняется как несостоятельный.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.35 КоАП РФ.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, инспектор ОКиАЗО МОВО по СЗАО ФГКУ "УВО ВНГ России по городу Москве" является надлежащим должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.35 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии у Общества обязанности принимать решение о создании комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта ввиду не уведомления уполномоченным органом о включении торгового объекта в соответствующий перечень, не относимости магазина "Обувь", расположенного по адресу: адрес, к категории торговых объектов, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности, так как его посещаемость не превышает 50 человек, являются несостоятельными, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Так, из материалов дела следует, что в соответствии с п.5 Требований распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 25 апреля 2022 г. N 94-рп утвержден перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах СЗАО и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защиты, в который включен комплексный торговый объект, расположенный по адресу: адрес, где ООО "БашМаг" осуществляет свой основной вид деятельности в специализированном магазине.
13 мая 2022 г. управой района Строгино города Москвы ООО "Башмаг" по адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, почтой (РПО N 12345871000922) направлено уведомление о включении в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах СЗАО и подлежащих категорированию в интересах антитеррористической защиты от 12 мая 2022 г. и необходимости проведения мероприятий по организации категорирования торгового объекта и разработки его паспорта безопасности во исполнение требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273.
По данным официального сайта АО "Почта России" РПО N 12345871000922 вручено адресату 20 мая 2022 г.
Согласно имеющимся в деле актам комиссионной проверки от 26.08.2022, за период с 20.05.2022 по 26.08.2022, обращений о направлении сотрудников для оформления обследования и категорирования о объекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 г. N 1273 "Об утверждении требований антитеррористической защищенности и торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" от ООО "БашМаг", не поступало.
Таким образом, ООО "БашМаг", в нарушение ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", не обеспечило выполнение требований к антитеррористической защищенности торгового объекта, находящегося в его собственности, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.35 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено ООО "БашМаг" в порядке статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.20.35 КоАП РФ, с учётом финансового положения Общества, конкретных обстоятельств дела.
Назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.35 КоАП РФ, в отношении ООО "БашМаг" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Е.А. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.