Судья Московского городского суда Леонова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио на решение судьи Симоновского районного суда адрес от 09.08.2022, которым постановление N 972/6 от 03.03.2021, вынесенное старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес и адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству фио по делу об административном правонарушении о признании СНТ "Самшит" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 8.48 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба защитника фио - без удовлетворения, -
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 972/6 от 03.03.2021, вынесенным старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес и адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по делу об административном правонарушении СНТ "Самшит" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 8.48 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Симоновского районного суда адрес от 09.08.2022 постановление оставлено без изменения, жалоба защитника фио - без удовлетворения.
Защитник фио обратилась в Московский городской суд с жалобой на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, в которой ставит вопрос об их отмене, считая их незаконными, по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание защитник законный представитель СНТ "Самшит" не явился, о месте и времени слушания извещен, причины неявки не сообщил, с ходатайствами об отложении слушания не обращался, обеспечил явку защитника фио, которая в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Представитель Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству фио явился, возражал по доводам жалобы.
Заслушав представителя государственного органа, исследовав материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ наступает за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ наступает за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с сохранением водных биологических ресурсов и среды их обитания при подготовке и осуществлении деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Целью данной статьи является сохранение водных биологических ресурсов с помощью выработки достаточных мер по их сохранению в процессе согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и предотвращение самовольного воздействия на сложившиеся популяции водных биологических ресурсов.
Сфера действия части 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ охватывает разнообразную деятельность, установленную частью 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве). Водные биологические ресурсы и среда их обитания выступают в качестве предмета административного правонарушения и представляют собой соответственно рыб, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, водорослей, других водных животных и растений, находящихся в состоянии естественной свободы (пункт 1 части 1 статьи 1 Закона о рыболовстве) и природную среду, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (статья 1 Федерального закона "О животном мире"), включающую условия их размножения, нагула, отдыха, выращивания молодняка и иных элементов жизненного цикла, пути миграции, места их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки. Законодательство Российской Федерации устанавливает специальные требования, которые нарушило Общество.
Частью 2 ст. 50 Закона о рыболовстве установлено, что деятельность, осуществляемая при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должна осуществляться только при наличии согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Порядок согласования деятельности, оказывающей влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания, определен Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 (далее - Правила согласования).
Пунктом 5 указанных Правил согласования предусмотрено, что к заявке, подаваемой на согласование, в том числе прилагается документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Закон о рыболовстве регулирует отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а указанная в части 2 статьи 50 названного Закона обязанность по согласованию отдельных видов деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, предусмотрена в целях сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания и выработки достаточных мер по сохранению водных биологических ресурсов с целью их последующей реализации.
Таким образом, деятельность, оказывающая неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, осуществляющая без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, априори осуществляется без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Частью 1 статьи 50 Закона о рыболовстве установлено, что ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, должно осуществляться только с применением мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, и порядок их определения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 "Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания".
К указанным мерам, в том числе относятся: выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Осуществление деятельности, оказывающей влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, охватывается объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 и 2 статьи 8.48 КоАП РФ, и представляет собой нарушение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания в части касающейся. Объективной стороной состава предусмотрено наступление вредных последствий в результате самовольного воздействия на сложившиеся популяции водных биологических ресурсов без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в том числе отсутствие мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания.
Согласно материалам дела и установлено в ходе судебного разбирательства, 03.07.2020 в период с 15 часов 00 минут по 16 часов 30 минут в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения установлено, что на адрес "Самшит" без согласования (когда такое является обязательным) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, с территории земельного участка с кадастровым номером 50:04:0180211:35, расположенном в адрес, организованы два выпуск сточных вод в р. Яхрома (водный объект Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна). Сброс сточных вод в р. Яхрома приводит к ее загрязнению и ухудшению среды обитания водных биологических ресурсов, условий их нагула и размножения.
Факт совершения СНТ "Самшит" вменяемого административного правонарушения и его вина подтверждаются: - обращением, поступившим в МОКТУ Росрыболовства N 554-к от 15.06.2020, плановым (рейдовым) заданием от 30.06.2020 N 219; - актом обследования акватории водного объекта рыбохозяйственного значения и планового (рейдового) осмотра его водоохранной зоны от 03.07.2020 и приобщенными к нему фото-таблицей и картой-схемой; - определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 03.07.2020 N 971/6; - определением об истребовании сведений от 23.07.2020; - выпиской из ЕГРН; - опросом в ОМВД от 18.08.2020 N 01-26/6445; - определением об истребовании сведений от 18.08.2020; - определением об истребовании сведений от 19.08.2020; - запросом в федеральное агентства по рыболовству от 28.08.2020 N 01-15/6913; - письмом МОБВУ Росводресурсов от 31.08.2020 N 08-28/304; - протоколом об административном правонарушении от 14.12.2020 N 971/6, показаниями старшего инспектора фио, данными им в суде первой инстанции.
При рассмотрении дела уполномоченное должностное лицо и судья первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, вменяемого в вину СНТ "Самшит".
Действия СНТ "Самшит" уполномоченным должностным лицом правильно квалифицированы по ч.ч.1, 2 ст.8.48 КоАП РФ и назначенное последнему наказание, отвечает требованиям ст.3.1 и ст.3.8 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и обстоятельствам дела.
Мера и размер наказания назначены справедливо, с соблюдением требований административного законодательства, соответствуют общественной опасности совершенного правонарушения, данным о личности лица, привлекаемого к ответственности, суд не находит оснований для изменения постановления должностного лица, решения суда первой инстанции и смягчения назначенного наказания, в связи с его чрезмерной суровостью.
При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица административного органа о назначении административного наказания каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку, допущено не было.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях СНТ "Самшит" - являются необоснованными и не влекут отмены постановления и решения суда первой инстанции.
Вопреки указанию защитника, совокупность исследованных доказательств, указанных выше, подтверждает факт ненадлежащего исполнения СНТ "Самшит" норм действующего трудового законодательства, что повлекло привлечение его к административной ответственности по ч.ч.1, 2 ст.8.48 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере сумма.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения СНТ "Самшит" к административной ответственности установлены в полном объеме путем исследования имеющихся по делу доказательств, полнота которых подтверждает факт нарушения требований закона и квалификацию содеянного.
Ссылка защитника на то, что в 2019 году СНТ "Самшит" были совершены действия на соблюдение природоохранных требований Федеральной службы по надзор в сфере природопользования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному адрес, не является основанием для отмены обжалуемого постановления уполномоченного лица и суда первой инстанции.
Согласно ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет (статья 2.2 КоАП РФ).
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В материалах дела в отношении СНТ "Самшит" отсутствуют доказательства, подтверждающие, что им, как юридическим лицом, приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований правил охраны водных объектов.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения СНТ "Самшит" к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судьей районного суда не допущено, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление N 972/6 от 03.03.2021, вынесенное старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по адрес и адрес Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству фио по делу об административном правонарушении о признании СНТ "Самшит" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 8.48 КоАП РФ, решение судьи Симоновского районного суда адрес от 09.08.2022 оставить без изменения, жалобу защитника фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.Н. Леонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.