Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "ПРОКАТТРЕЙД" по доверенности фио на постановление судьи Коптевского районного суда адрес от 22 ноября 2022 года, которым
ООО "ПРОКАТТРЕЙД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
29 ноября 2021 года главным специалистом-экспертом Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в адрес фио в отношении ООО "ПРОКАТТРЕЙД" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Коптевский районный суд адрес, судьей которого от 22 ноября 2022 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление судьи районного суда обжалует защитник общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина общества во вменяемом ему правонарушении не доказана, в действиях общества отсутствует состав правонарушения по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; обществом предприняты все меры, направленные на обеспечение соблюдения санитарно-противоэпидемических мер; имеются основания для отмены оспариваемого постановления судьи районного суда и прекращения производства по делу.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "ПРОКАТТРЕЙД", будучи в установленном порядке извещённым о времени и месте судебного заседания, не явился, повестка вручена по почте 25 октября 2023 года, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, обеспечил в суд явку защитника фио, который доводы жалобы поддержал в полном объёме.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, имеются основания для отмены обжалуемого постановления судьи районного суда, в силу следующего.
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Основанием для привлечения ООО "ПРОКАТТРЕЙД" к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили следующие обстоятельства: 01 ноября 2022 года в 14 час. 20 мин. по адресу: адрес, вблизи дома 6 в период режима повышенной готовности в салоне автомобиля марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС, используемого для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании выданного ООО "ПРОКАТТРЕЙД" Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры разрешения N181899, действительного с 13 октября 2021 года до 12 октября 2026 года, в нарушение требований раздела 4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", не обеспечило запасом средств индивидуальной защиты (маски); не обеспечило проведение предрейсового медицинского осмотра с обязательной термометрией; не обеспечило проведение мойки и дезинфекции указанного транспортного средства на специализированных пунктах; не обеспечило водителя дезинфицирующими средствами для протирания ручек дверей, подлокотников кресел, пряжек ремней безопасности, частей спинок сидений; не обеспечило контроль за водителем проведения исследований на наличие новой коронавирусной инфекции по допуску на работу; не обеспечило контроль за водителем на проведение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при допуске на работу.
Данные обстоятельства судья районного суда сочла установленными представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении в отношении общества, фотоматериалом.
Вместе с тем, признать законным оспариваемое постановление судьи районного суда не представляется возможным в силу следующего.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Они предусматривают, в частности, противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19. К ним относятся, в том числе, мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, например, обеспечение организациями и ИП проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу. Действие указанных правил продлено до 1 января 2024 года. За неисполнение санитарных правил юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 4.4 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции 02 июля 2022 года), мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (в том числе мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы адрес;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Таким образом, положения, устанавливающие обязанность для юридических лиц обеспечить запасом средств индивидуальной защиты (маски); обеспечить проведение предрейсового медицинского осмотра с обязательной термометрией; обеспечить проведение мойки и дезинфекции указанного транспортного средства на специализированных пунктах; обеспечить водителя дезинфицирующими средствами; обеспечить контроль за водителем проведения исследований на наличие новой коронавирусной инфекции по допуску на работу; обеспечить контроль за водителем на проведение вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при допуске на работу, приостановлены, что улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными, они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившим силу положения нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Коптевского районного суда адрес от 22 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ПРОКАТТРЕЙД" отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.