Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника адрес Стандарт" фио на постановление судьи Измайловского районного суда адрес от 28 марта 2023 года (резолютивная часть постановления оглашена 28 марта 2023 года), которым
Акционерное общество "Банк Русский Стандарт" (далее - Общество, Банк) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
06 марта 2023 года заместителем начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес фио в отношении адрес Стандарт" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дело передано на рассмотрение в Измайловский районный суд адрес.
Постановлением судьи Измайловского районного суда адрес от 28 марта 2023 года адрес Стандарт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник адрес Стандарт" фио просит об отмене постановления судьи районного суда. В обоснование доводов жалобы защитник ссылается на то, что к правоотношениями между кредитными организациями, в частности Банком, и их клиентами применяется специальное правовое регулирование. Считает, что предоставление Банком в ФССП персональных данных клиента банка или иных лиц, не являющихся клиентами банка, а также данных по сделкам, является нарушением Банком требований статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путём, и финансированию терроризма" может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии.
адрес "Банк Русский Стандарт" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён в установленном порядке, обеспечил явку в суд защитника фио, которая доводы жалобы поддержала в полном объёме, просила приобщить в дело положительную для Банка практику районных судов.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность, предусмотренная статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, адрес Стандарт" совершило умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно: 26 января 2023 года в УФССП по адрес поступило обращение фио по вопросу неправомерных действий, направленных на возврат просроченной задолженности по кредиту, адрес Стандарт".
Принимая во внимание, что в заявлении фио и согласно представленной информации усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес, руководствуясь статьями 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбудило дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N 35/23/55000-АР в отношении адрес Стандарт", о чем им было вынесено соответствующее определение 31 января 2023 года.
С целью получения необходимых сведений 30 января 2023 года вынесено и направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении в адрес Стандарт" (л.д. 11, 12-14). В указанном определении имеется разъяснение о том, что истребуемые сведения должны быть представлены в трехдневный срок со дня получения определения. Определение получено адрес Стандарт" 06 февраля 2023 года (л.д. 12).
14 февраля 2023 года в ГУФССП по адрес поступил ответ от адрес Стандарт" из которого следует, что в связи с отсутствием в запросе информации, позволяющей Банку надлежащим образом идентифицировать физическое лицо - фио в качестве клиента Банка, нет информации о серии и номере паспорта гражданина Российской Федерации, либо о реквизитах заключенного с клиентом договора / открытого клиенту счёта, у Банка отсутствует возможность установить факт обработки персональных данных фио, наличия или отсутствия договорных отношений с ним, а также предоставить сведения относительно обработки его персональных данных. Произвольная выборка (поиск) номеров телефонов клиентов Банком не предусмотрен, в связи с чем, предоставить информацию о звонках на номера телефонов: телефон в настоящее время не представляется возможным (л.д. 15).
Действия адрес Стандарт" квалифицированы по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Банком 10 февраля 2023 года в 00 час. 01 мин. умышленно не выполнены требования должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, и, не представив в соответствии со статьёй 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в установленные сроки истребуемые сведения, получение которых предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации и необходимо для разрешения дела.
Вопреки доводам жалобы, факт административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N 24/23/55000-АП об административном правонарушении от 06 марта 2023 года; обращением фио от 26 января 2023 года вх. N 5369/23/55000; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 35/23/55000-АР от 30 января 2023 года; определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 30 января 2023 года; списком почтовых отправлений N 108 АНО от 31 января 2023 года с почтовым идентификатором 64412172302352; ответом Банка от 14 февраля 2023 года 5556/23/55000 N 1817839577/5500; списком номеров телефонов Банка, а также другими письменными доказательствами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям адрес Стандарт" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Субъектами указанного административного правонарушения, наряду с гражданами и должностными лицами, могут являться юридические лица.
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела установлено, что адрес Стандарт" в трёхдневный срок со дня получения не выполнило требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении сведений.
Таким образом, бездействие адрес Стандарт" правильно квалифицировано по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных", если обработка персональных данных необходимы для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, в равно и в связи с осуществлением правосудия, обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных.
Кроме того, согласия субъекта персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах (пункт 3 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).
Как следует из совокупности представленных доказательств, указанные в определении должностного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по адрес от 30 января 2023 года сведения, запрашивались в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьёй 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного должностным лицом Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской областив отношении адрес Стандарт".
Приказом ФССП России от 29 мая 2020 года N 437 утверждено Положение об Управлении по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения Управление по организации ведения государственного реестра и контроля деятельности юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности (далее - Управление), является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов, осуществляющим в пределах своей компетенции функции и выполняющим задачи федерального органа принудительного исполнения по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр, юридические лица соответственно), и по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр.
В Управлении для выполнения возложенных на него задач создаются отделы (пункт 1.5 Положения).
Одной из основных задач Управления является обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и законных интересов физических лиц (пункт 1.8.1 Положения).
При осуществлении полномочий Управление обеспечивает в пределах компетенции сохранность и конфиденциальность персональных данных, сведений, затрагивающих частную жизнь граждан, другой конфиденциальной информации, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (пункт 1.9).
В рамках предоставленных Положением полномочий Управление вправе: рассматривать обращения граждан и организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления; осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативными правовыми актами ФССП России производство по делам об административных правонарушениях (пункты 2.1.1 и 2.1.3 Положения).
В соответствии с Приказом ФССП России от 20 августа 2021 года N 456 должностные лица (начальник, его заместитель) Федеральной службы судебных приставов, в полномочия которых входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом этого начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов по адрес, возбудив производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с выявлением признаков нарушения законодательства Федерального закона N 230-ФЗ, устанавливающего в целях защиты прав и законных интересов физических лиц правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, обоснованно, для выяснения всех обстоятельств дела, истребовал сведения, касающиеся взаимодействия с лицом, на основании заявления которого было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Истребуемая у Банка информация не содержит указаний на сведения, не относящиеся к обстоятельствам, подлежащим установлению в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что истребование должностным лицом в рамках проводимого административного расследования проверки указанных выше сведений не противоречит положениям Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных", осуществлено в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на него полномочий и не требует согласия граждан на обработку их персональных данных.
Не выполнив требования судебного пристава в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении информации обо всех произведённых Банком взаимодействиях с фио, информации о передачи задолженности фио и представление документов об этом, информации о поступивших в Банк обращениях фио, информации об альфа-нумерических именах, принадлежащих Банку, сведений о принадлежности Банку либо его сотрудникам абонентского номера +7-999-715-69-30, +7-915-493-43-89, свидетельствует о том, что адрес Стандарт" нарушило требования вышеуказанных законов, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы не опровергают установленных судьей районного суда обстоятельств и не влияют на законность обжалуемого судебного акта. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, при рассмотрении дела не допущено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в размере, предусмотренном санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда адрес от 28 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении адрес Стандарт" - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.