Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 августа 1999 г. N А48-1000/99-18
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Заводскому району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.06.99 по делу N А48-1000/99-18, установил:
Госналогинспекция по Заводскому району г. Орла обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с государственного унитарного дочернего производственного управления "О" налоговых санкций в сумме 182474 руб. 20 коп.
В порядке ст. 37 АПК РФ истец увеличил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика штрафные санкции в сумме 197474 руб. 20 коп.
Решением арбитражного суда от 04.06.99 взыскан в доход бюджета штраф в размере 178536 руб. 98 коп. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе Госналогинспекция указала, что, давая оценку правильности применения налоговой ответственности, суд, по их мнению, неправильно применил нормы материального права, в связи с чем просят о частичной отмене решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекция по Заводскому району г. Орла провела выездную налоговую проверку предприятия ответчика и установила ряд нарушений налогового законодательства, что нашло отражение в акте проверки от 26.02.99 N 51.
По результатам проверки было принято Постановление от 26.03.99 N 115 о привлечении ответчика к налоговой ответственности в виде штрафа на общую сумму 197474 руб. 80 коп. за нарушение налогового законодательства.
При принятии решения суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Ответчик совершил налоговое правонарушение в 1996 г., т.е. в период, когда действовал Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
При вынесении Постановления N 115 от 26.03.99 в части взыскания с ГДПП "О" штрафа по налогу на прибыль за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение дохода, необходимо было руководствоваться п. "б" ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ", в соответствии с которой размер штрафа, подлежащего взысканию за указанное налоговое правонарушение, составляет 9180 руб. 30 коп., а не 15000 руб., как предусмотрено ст. 120 НК РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду пп. "б" п. 1 ст. 13 Закона РФ " Об основах налоговой системы РФ"
По таким же основаниям не подлежит взысканию с ответчика штраф в размере 5000 руб. по налогу на прибыль за нарушение правил составления налоговой декларации, а также штраф в размере 5000 руб. за такое же налоговое правонарушение по налогу на добавленную стоимость. Ответственность за нарушение составления налоговой декларации впервые была установлена ст. 121 НК РФ, а указанное правонарушение было совершено до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ.
Пунктом 10 Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 08.06.93 N 5132-1, установлено, что к налогоплательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
Федеральным законом N 147-ФЗ от 31.07.98 "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" с 01.01.99 признан утратившим силу Закон "Об основах налоговой системы в РФ", в том числе ст. 13 указанного Закона, которой была предусмотрена ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.
Поскольку санкция ст. 122 НК РФ устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, аналогичное тому, которое было совершено ответчиком в 1996 г., то суд обоснованно указал, что ответчик за неуплату взносов в Государственный фонд занятости населения должен нести ответственность по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы взносов, что составляет 779 руб. 38 коп.
Доводы Госналогинспекции о том, что указанные правонарушения имели место в 1996 году, в связи с чем надлежало применить ответственность, предусмотренную пп. "а" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", не могут быть приняты во внимание.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.99 N 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пп. "а", абз. 1 пп. "б" п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в РФ".
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.06.99 оставить без изменений, а кассационную жалобу Госналогинспекции по Заводскому району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 1999 г. N А48-1000/99-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании